Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
ramin
6 лет назад

Эйнштейн и Моцарт

Сегодня речь пойдет об одной из самых главных книг посвященных Моцарту. Конечно, со мной можно поспорить о том, что это главная книга о Моцарте всех времен и народов. В случае с Бахом, например, работа Альберта Швейцера считается наиболее основополагающей, в случае с Моцартом - это книга Альфреда Эйнштейна. Я, конечно, присоединяюсь к мнению гораздо более знающих и образованных людей с этим своим высказыванием, но в принципе я с ними согласен. Если и есть какая-то главная книга, помимо каталога Кехеля, с которой нужно начинать знакомство с творчеством композитора, то это именно том Альфреда Эйнштейна.

«Моцарт. Личность. Творчество» так гласит подзаголовок этой книги, потому что в ней есть разделы посвященные отдельно биографии и отдельно творчеству. Но вот это «отдельно», очень условное понятие и об этом я еще скажу.

Сначала о том, кто такой автор. Альфред Эйнштейн - это историк, музыковед 20-го века и двоюродный брат (некоторые источники утверждают, что родство их не установлено) Альберта Эйнштейна. Собственно говоря, Эйнштейны не мало принесли человечеству, в пору ставить памятник всей семье. Он занимался музыковедением всю свою сознательную жизнь. Он посвятил много работ не только Моцарту, но и другим эпохам, другим стилям и собственно говоря его биография - это отдельная тема, можно рассказывать очень долго. Хочу сказать только то, что он работал последние годы уже в США и там провел годы Второй Мировой войны. Единственный раз во всей книге у него прорывается чувство колоссального протеста перед злом и жестокостью, перед бессмысленным убийством и разрушением всего того, что накоплено немецкой культурой и тем, что сотворил фашизм в 20 веке. В остальном эта книга на все времена, она не привязана никак к истории 20-го века.

Эта книга посвящена композитору и родилась из других работ Эйнштейна, в частности, из его работы над каталогом Кехеля.

Огромный том каталога Кехеля, может украсить любую полку посвященную музыковедению, посвященную Моцарту и с него должна начинаться работа по биографии, по исследованию творчества Моцарта - это Альфа и Омега.

В том виде, в каком мы сейчас имеем каталог Кехеля, он вышел из печати после многолетних, кропотливых и совершенно уникальных, беспрецедентных по сложности изысканий, трудов Альфреда Эйнштейна.

Эйнштейн десятилетиями исследовал каталог Кехеля и выявил в нем те произведения, датировка которых была неверна. Поэтому та последовательность номеров, которая была у Кехеля в 19 веке и у Эйнштейна, в 20 веке, она совершенно иная и номера идут не по порядку. И когда сейчас мы пишем «KV» - номер по указателю Кехеля, иногда добавляют «KE» - Кехель-Эйнштейн, потому что это новая редакция каталога и там изменилась датировка очень многих произведений. Было убрано очень много произведений, которые приписывались композитору, особенно маленькому Моцарту. И наоборот, каталог пополнился некоторыми наименованиями композиций, которых там не было.

Итак, вот те пятьсот с лишним номеров, которые составляют основной корпус каталога Кехеля, полностью, каждый из них был обработан Эйнштейном. То есть, все сведения, все датировки, работа с рукописью, история создания каждого произведения, какие-то текстологические вещи, все вопросы до малейших, тончайших подробностей, были прояснены. Это колоссальная работа и в ее результате мы имеем совершенно другой каталог, не такой, какой был в 19 веке. То есть не просто достойный продолжатель трудов великого каталогизатора, а еще и ученый, который существенно изменил все наше представление о творчестве Моцарта.

И вот в процессе этой невероятной работы, Эйнштейн получил некое знание, которым ни один моцартовед того времени не обладал и сейчас, наверное, не обладают. Здесь дело даже не в масштабе личности, а в том что он мог окинуть взглядом все творчество Моцарта одновременно. Со всеми его ответвлениями, второстепенными, незаконченными вещами, которые остались без инструментировки, без аранжировки, вещами которые приписывались долгое время другим композиторам и выпадали из круга исследовательской работы. И он видит такие тематические переклички, которых не видит никто иной, он видит такие образные ряды, которые проходят сквозь все творчество Моцарта, какие не видит никто. Он видит это по самому материалу, по мелодике, по различным реминисценциям той эпохи.


Альфред Эйнштейн (источник)

И Эйнштейн пишет книгу «Моцарт. Личность. Творчество», где последовательно излагает свой взгляд на творчество композитора. Личности Моцарта в книге посвящено гораздо меньше текста, чем его творчеству, которое разделено, и по составу исполнителей, и по жанрам (церковная музыка, ария, опера и т.д.).

Что можно сказать о концепции творчества Моцарта, которое излагает Эйнштейн. Концепция очень интересна. Он придерживается взгляда на творчество Моцарта в том аспекте, что бытовые проблемы, задачи, жизненные перипетии, не носят определяющего, решающего характера при написании какой-либо определенной симфонии. Когда ты знаешь все подробности биографии композитора и когда видишь все его творчество целиком, очень легко скатиться в простую привязку к каким-то жизненным моментам «Болели зубы - написалась такая симфония, не болели зубы, а болела печень - написалась другая симфония». Мы это знали и видели во многих других книгах.

У Эйнштейна принципиально другая концепция. Творчество великого композитора, подчиняется законам самого материала. Сама музыкальная архитектура требовала завершения такими-то или иными формами, требовала и логично шла к написанию такого-то или иного музыкального произведения. Сами законы творчества, законы гармонии, законы жанров, которые существовали и исторически развивались, они требовали работы в новых формах. Моцарт, как известно и это не только Эйнштейн утверждает, оставался полностью верен формам сложившимся в классической музыке его времени. То есть все его новаторство, оно внутри этих форм, он умел написать в уже всем известном жанре, формальном оформлении, умел написать такую вещь, которую никто кроме него, конечно, не мог придумать и выразить.

И вот Эйнштейн утверждает, что не надо выводить из биографических подробностей Моцарта, все его взлеты и падения творчества. Не надо заниматься тем, что мы высасываем из биографических деталей и поводов, его музыкальное творчество. И он всю свою монографию, строит на этой концепции.

Эйнштейн в своей книге не придерживается мифа об отравлении Моцарта, он опровергает его. Он очень плохо относится к Констанции. Эйнштейн видит в жене Моцарта обывательницу, которой досталась в руки золотая жила - наследие ее мужа. И она эту жилу постепенно разрабатывала.

Эйнштейна можно понять, трагедия исследователя в том, что Констанция уничтожила часть черновиков мужа. До нас дошли считанные страницы черновиков Моцарта, где мы видим, что ему все-таки не «святой дух» диктовал, а его произведения рождались в муках и ежедневной, напряженной работе. Видны в них, и вычеркивания, и помарки, и какие угодно вставки, смена каких-то базовых вещей, он готовеньким ничего не получал.

Так вот Констанция поступила с наследием мужа очень странно. С одной стороны она бережно сохранила все, что сочла ценным, слава богу она почти все сочла ценным. До нас дошла, и переписка, и личные бумаги, и каталог в несколько страничек, который Моцарт не успел закончить к концу жизни, и рукописи. Но в письмах тщательно вымараны отдельные места, причем вымараны так тщательно, что даже рентген не позволит сейчас прочитать, что именно там было написано. Хотя, что-то и удалось восстановить. Несколько писем, очень личных, по-видимому, было уничтожено. То же самое произошло с черновиками.

Можно себе представить, как исследователю, который кропотливо разбирал один лист за другим всего необъятного нотного наследия Моцарта, можно себе представить, что для него значило утеря этих черновиков.

Еще у Эйнштейна делается несколько акцентов по всем известным взаимоотношениям Моцарта с архиепископом и по его последним годам жизни в Вене. Зарабатывал он там с помощью академий, концертов, когда он получал платные заказы и существовал в качестве самостоятельного, вольного художника.

У Эйнштейна, прочитав о биографии Моцарта, мы можем не составить полного и объективного о ней представления. Меня могут оспорить, но мне кажется, что Эйнштейн здесь во многом несправедлив.


Генри Нельсон О'Нил «Последние часы Моцарта» (источник)

По анализу творчества, ничего более ценного и ничего более объективного невозможно себе представить. Здесь есть разделы посвященные таким перекличкам, которые мог знать только Эйнштейн. В этой работе, заложена основа всех последующих диссертаций, исследований, которые введутся уже долгие годы.

У Эйнштейна в книге отдельный раздел посвящен фортепианным концертам. Еще одной особенностью этой монографии, является то, что самым величайшим достижением Моцарта, опережающим его по невероятной гениальности и ее простоте, Эйнштейн считает его клавирные концерты. Концерты для фортепиано - излюбленный жанр Моцарта, 27 номеров, каждый из которых является в чем-то шедевром. Моцарт страшно любил этот жанр. Это был жанр, где он наиболее полно раскрылся, даже более полно, чем в гениальных операх и известных симфониях.

На заглавном фото, возможно, самый последний прижизненный портрет Моцарта, написанный в 1790 году в Мюнхене (источник)

TEXT.RU - 100.00%


Спасибо, что дочитали до конца! Надеюсь, мы еще увидимся.

6
448.555 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (7)
Сортировать по:
Сначала старые