Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
ramin
6 лет назад

"Красное и чёрное" Стендаль

kr_chr.jpg

Сегодня хочу поговорить о классике - «Красное и чёрное» Стендаля. Это роман, который занимает особое место в моей библиотеке. Дело в том, что обычная для меня эволюция восприятия литературных героев такова...

В молодости, я читаю каждую книгу и резко осуждаю все пороки и все недостатки героев, персонажей. Нет более добродетельного и строго судьи чем я. Я, когда подросток, всех расставляю по их полочкам, каждому воздаяние по заслугам. В общем и Жульен Сорель должен был разделить участь осужденных мною персонажей. По-видимому, это какая-то черта характера, которая с годами совершенно выветрилась. Сейчас мне и в голову не пришло бы осуждать многих из тех, которых я так критично воспринимал в детстве.

И исключение составляет лишь Жульен Сорель. Почему? Не знаю. Возможно, в этой книге, что-то скрыто на большей глубине чем я могу осознать и проанализировать, уж тем более пересказать это в коротком тексте. Но в принципе, мне помогла немножко подойти к разгадке этой тайны, статья Леонида Гиршовича.

Леонид Гиршович - прекрасный прозаик и очень умный аналитик. Он действительно разбирает роман со всевозможных культурологических подходов, там огромный приведен набор цитат о Стендале и его творчестве. По Стендалю не проехался только ленивый, на сколько я понимаю. Только Бальзак, прозревая будущий успех этой прозы, написал комплиментарный очерк.

Романы эти писались невероятно стремительно и для самого Стендаля, они олицетворяли - заработок, на излёте творческой карьеры. Он, конечно, не знал, что на излёте, кто же видит собственную смерть. Для него они не являлись чем-то таким сверхважным среди достижений и он как раз начинал, как публицист, как бесконечный философ в прозе. Остальные книги я вяло полистал и отложил, что «Жизнь Россини», что «Жизнеописания Гайдна, Моцарта и Метастазио». Об этих книгах тоже, кстати, пишет Леонид Гиршович, потому что он сам музыкант, высочайшей пробы профессионал скрипач, он очень хорошо может оценить, как именно музыкальная сторона описывается Стендалем и с удовольствием об этом пишет.

Возможно, в «Красном и черном» есть какая-то особая внутрення музыкальность, потому что я не мог осуждать Жульена Сореля. Мне казалось, что это положительный персонаж. Ну да, он поддался порыву, сделал эти два выстрела. Первая пуля пробила шляпку, вторая пуля попала..., не скажу в кого, а вдруг вы не читали. Но даже она не привела к желаемому результату, что на самом деле вообще смешно.

Ну что здесь такого? Да, он совершил двойное предательство перед этим, он прошел какую-то сложную эволюцию, но это не та степень цинизма, которую мы наблюдаем во многих произведениях классической литературы, где злодей - чёрен, как злодей и есть что осуждать. Жульен Сорель всегда казался мне бесконечно талантливым и кроме того, огромное значение имеет то, что в тайне желает каждый подросток, он обладает магнетической притягательностью для женщин.

Это тот герой, который несмотря на то, что он - мерзавец, но он красавец и позволяет себе быть таким. Это большое достижение Стендаля, потому что на такое противоречие решается не каждый романист. Если уж персонаж красивый, как совершенно правильно пишет Гиршович, как у Горького «красивый, значит смелый», почитайте рассказы Горького и сравните.

Так и в «Красном и чёрном», здесь у нас не просто красавец писаный. У Стендаля он действительно гармоничная личность: талантлив, умён, обаятелен, но не «милашка». Это человек, который пробивается с низов, человек, который знает цену труду и прежде всего работе над собой. Это человек, который может обаять, какими-то душевными качествами основательными, серьёзными. Вот каким мне представлялся Жульен Сорель и представляется сейчас. Только сейчас, ещё добавилось понимание того, что это всё не объясняет моей снисходительности к герою, потому что он действительно неприглядно себя ведёт.

Если мы начнём разбирать «Красное и чёрное», то увидим на сколько этот роман более обаятелен, более привлекателен, как чтение, развлекающее тебя, дающее тебе положительные эмоции по сравнению с той же «Пармской обителью». Здесь нам надо принять для себя важное решение, мы на стороне героя или не совсем.

И я вообще не понимаю, зачем надо было его казнить. Оправдать его, конечно, нельзя и не надо, но дайте вы ему какой-нибудь хороший срок, ведь это же какой прозаик пропал. Он первое, что делает в оставшиеся дни до смерти, а он уверен в своей гибели совершенно точно, он составляет список книг, которые хотел бы заказать в Париже, чтобы последние дни провести за чтением. Ну красавец, а? Какой бы был прозаик, какой бы был мыслитель, посиди он как следует. Тем более, что можно было спокойно составлять списки книг, которые надо было заказать в Париже.

И на грани голодной смерти он не стоит, и нравственный выбор он делает сознательно. Он карьерист и эта болезнь, которая поразила современное общество давно, не сто лет назад. И сейчас она достигла своего апогея, потому что сегодня даже богатство не столь важно, как вот эти связи. И конечно, в «Красном и чёрном» для Стендаля - это очень важный момент.

Читайте и наслаждайтесь. Одно из самых главных классических произведений. И, по-моему, этот роман мне стоит перечитать еще через десять лет, посмотрим что нового откроется.

Обложка книги


Спасибо за то, что дочитали до конца!


8
5.907 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (8)
Сортировать по:
Сначала старые