Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
ramin
6 лет назад

Опера от А до Я

opera_hvorostovsky.jpg

Я хочу рассказать о совершенно роскошном издании - это «Опера. Иллюстрированная энциклопедия». Главный редактор книги знаменитый английский музыковед и музыкальный критик Стэнли Сэди. Книга переводная, она завоевала популярность сначала за рубежом, а потом уже издательством «Эксмо» была издана в Москве.

Два слова о том, зачем читать не тоненький листочек с либретто в программке перед спектаклем и не музыковедческий справочник, а именно такое издание, которое, конечно, стоит дорого и я сам попросил книгу у знакомых на несколько недель, не решился купить. Кроме того, книга довольно объемная, несмотря на то, что она рассчитана на простого, среднего читателя, не подготовленного - это не музыковедческая энциклопедия.

Опера - жанр синкретический. Театр, конечно, это прекрасно, но театр лишь недавно научились сохранять для истории, фиксировать его. И телеспектакль, все-таки не полноценный спектакль, а какой-то совершенно отдельный жанр, разновидность вот этого сохранения искусства для потомков. До этого, театр вообще существовал исключительно в памяти тех, кто посетил представление. И когда мы читаем, что спектакль был реставрирован, реконструирован, восстановлен, то это, конечно, немного другой спектакль. Хотя, по эскизам были созданы заново декорации, такие же как и раньше, артисты играют свои роли точно так же, как играли много лет назад, по крайней мере в их представлении и все нюансы, которые были в режиссуре, в звуке, в свете пытаются воспроизвести, но это совсем иное.

Те оперы, которые звучали много лет и столетий назад, конечно, нам уже не доступны. У нас, в лучшем случае, есть партитура с подробным словесным описанием и гравюры, старинные картины, изображающие костюмы, как выглядела сцена, как выглядел сам театр. Ведь опера - это очень атмосферное явление и если даже вы полностью погрузитесь в картинку, которую видите на мониторе компьютера или экране телевизора, просматривая запись оперного спектакля, то вы, конечно, многое потеряете, даже если у вас самый лучший звук на свете. Опера - это действо, некая волшебная тайна.

opera.jpg
Обложка книги (фото)

Многим любителям музыки подобное мешает, все эти условности, все эти костюмы торжественные, все эти выходы в свет, которыми и являются посещения спектакля. Думаю, что они не для всех. Все эти условности, лишь часть ритуала, который помогает приобщаться к искусству, помогает большинству, но не всем. И тем, может быть, лучше послушать запись оперного шедевра или посмотреть видео и полистать такой справочник, который поможет и подготовится к походу в театр, почитать о том, что вы там увидите и поможет при прослушивании записи дома понять, что происходит в данный момент на сцене.

Это не просто история оперы записанная одним куском. «Опера. Иллюстрированная энциклопедия» довольно сложная структурно и требует привыкания, надо прочитать несколько разделов или статей, чтобы привыкнуть к тому, как подается материал. На страницах имеется текст основной статьи, есть текст либретто выделенный и цветом и специальной рамочкой (либретто - это краткий пересказ содержания оперы). Дана разметка по основным темам. Например: композиционные приемы, оперные театры и труппы, голос, постановка, сцена и декорации, либретто, композиторские приемы и направления в музыке.

То есть из большой массы материала, великого жанра оперы, выделено самое главное, сжато до коротких выдержек, которые надо знать любому человеку желающему хотя бы немного осведомиться о тех прекрасных шедеврах, которые он слушает.

В книге огромное количество пусть небольших, но чрезвычайно качественных иллюстраций, которые рассказывают, и о костюмах, и о том, как выглядели композиторы, певцы, артисты, сцена в разные эпохи. И о том, как выглядели персонажи, прототипы античных героев, которым посвящены оперы.

Тут используется материал, как современных трактовок, современных оперных теорий, так и старинный материал. Рассказывается, как именно это выглядело в ту эпоху, когда опера была написана, в 17-19 веках. И не делается никаких скидок, что одна постановка правильная, а другая неправильная. Нет никакого предпочтения современным постановкам в ущерб классическому, костюмному представлению и наоборот, нет перекосов в современное искусство.

netrebko.jpg
Анна Нетребко – Мими, Джозеф Калея - Рудольф. Опера «Богема» (фото)

Читая эту энциклопедию, узнаешь очень много второстепенного материала, который должен знать любой профессиональный музыкант или певец, но рядовому читателю он, конечно, не знаком. Это и эволюция оперного оркестра, и сценография, как она менялась, оперный этикет и его изменения. Я думаю многие знают, что когда-то в Венеции, в оперном театре было принято кушать в ложах, играть в карты, заниматься бог знает чем, выкидывая объедки на головы сидящим в партере. С течением времени нравы несколько изменились. Но есть масса любопытных вещей, которые не так шокируют, но которые тоже очень интересно знать.

Очень много посвящено строк, тембру тех или иных инструментов, различным оперным приемам, их эволюции, что мне наиболее запомнилось.

Эту книгу можно читать, не только выдергивая нужный тебе материал, перед спектаклем или перед прослушиванием, ее можно читать сплошь, от начала и до конца, чего она безусловно заслуживает. Это отличное издание в помощь всем любителям музыки.

На заглавном фото Дмитрий Хворостовский в опере «Трубадур» (фото)

TEXT.RU - 100.00%


Спасибо, что дочитали до конца! Надеюсь, мы еще увидимся.

0
53.889 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (3)
Сортировать по:
Сначала старые