Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
ramin
7 лет назад

Владислав Крапивин «Голубятня на желтой поляне»

golub.jpg

Уважаемый @zaebooka, в одном из комментариев, напомнил мне о замечательном писателе, роман которого я не так давно перечитал. Хочу и вам рассказать о нем.

Одна из моих самых любимых книг и совершенно особая для меня история. Она выделяется, как в творчестве данного писателя, так и в моей читательской биографии, потому что эта книга перевернула все мое отношение к чтению и заставило по другому взглянуть на окружающий мир и на все прочитанное.

Роман «Голубятня на желтой поляне» Владислава Крапивина, на мой взгляд, стоит особняком в его творчестве. Но даже если вы со мной не согласитесь и назовете все те сквозные темы, которые пронизывают творчество Крапивина, с самых ранних вещей и до книг написанных недавно, то даже простое перечисление ничего не прибавит к пониманию этой книги.

В ней есть, конечно, и подвиги, и молодые барабанщики, и трубачи, и паруса, и восстание, и военная доблесть, и честь, и любовь, и дружба настоящая, там все есть, но это немножко другое. Преломленное в особом, фантастическом сюжете, при некоторых «набегах» в сторону сказки, некоторых отступлениях в сказочность, как например эпизод со ржавыми ведьмами - это такой кивок в сторону других произведений Крапивина, где эти образы пересекаются.

Но в любом случае, в «Голубятне на желтой поляне» есть основной, главный подход - научно-фантастический, то есть здесь вступление в выдуманный мир книги происходит буквально, от лица звездолетчика. Человек, который на космическом корабле преодолевает невероятные расстояния в мире будущего, попадает не просто в иной мир, на другую планету, а попадает в мир себя самого - ребенка. Эта та самая волшебная карусель, которая в финале «Мэри Поппинс» показывает взрослым дядям и тетям, какими они были детьми. Это тот самый прием, заставляющий проливать слезы самого черствого и скучного читателя, который не очень хочет вдаваться в какие-то мучительные переживания и воспоминания героя.

Главные герой книги Ярослав попадает сквозь эту голубятню в особый мир, в город Орехов. Здесь, с абсолютно сновидческой ясностью переплелись и воспоминания о городе его детства, о планете его детства, как и, наверное, воспоминания огромного количества мальчишек и девчонок, которые жили в Советском союзе примерно в это же время. Там настолько узнаваемые реалии, настолько узнаваема сама атмосфера, летние дни, что они заставляют поверить в этот мир с достоверностью фотографии. Это не картина и не рисунок - это фотоснимок.

Может быть поэтому, держа в руках превосходное издание «Голубятня на желтой поляне», вышедшее в «Издательском доме Мещерякова», я без самозабвенного восторга отношусь к иллюстрациям Евгении Стерлиговой. Я очень люблю эти картинки, по ним представляю себе мир книги, но они для меня существуют отдельно.

Когда я с замиранием сердца читал эти страницы, то видел город с деревянными домами, я видел покосившиеся фонари со столбами, почтовые ящики, голубятню, некрашеные заборы, заросший парк и т.д. Я видел все это, потому что оно является и частью моей биографии, хотя я намного моложе автора и намного моложе его героя. Я тоже видел следы этого патриархального мира, который запечатлен в книге. И когда читаю все эти приметы быта, они меня заманивают, заманивают в особый, сновиденческий, полный чудовищных по своей силе вязких кошмаров, вроде оживающих манекенов, вроде этого бесконечного бега по нескончаемым коридорам вокзала, бесконечного бега по холмам, когда герой бежит к берегу моря, написанных по алгоритму дурного сна страниц. В этот мир просто так сходу поверить невозможно, это не просто тонко сделано - это сделано гениально. Я думаю, что другого такого примера у Крапивина просто нет.

Эта книга в каком-то смысле вершинная, потому что мало кому удавалось заставить поверить в то, во что поверить в принципе невозможно. Сколько ты не описывай вещи, которые не поддаются описанию на бумаге... ну что такое любовь, что такое кошмарный сон, что такое неизъяснимый восторг и приступ головокружительного счастья, сколько не подбирай эпитетов, не изводи страниц на сюжет, на героев, все равно это не передашь. Поиграть в это - легко, в это играет любая серьезная книга, описывая неописуемые вещи, а по-настоящему заставить поверить, удается считанные разы. «Голубятня на желтой поляне» был мой первый случай, поэтому я и говорю, что она играет особую роль для меня. Я действительно поверил в мир не имеющий никакого отношения к той реальности в которой мы с вами существуем.

Все-таки в нашем мире манекены не оживают и не выходят из витрины, в нашем мире не приходится пускаться в погоню за близким тебе человеком по бесконечным коридорам с хлопающими дверями, с какими-то пыльными перспективами, с постоянно меняющейся локацией окружающего мира. Не приходится маленьким детям превращаться в неодушевленные явления природы и погибать. Не приходится воевать, опять же детям, с бездушной и совершенно бесчеловечной, но при этом разумной, четко действующей и очень осознанной, реальной, как шуршащие кожаные фашистские плащи, реальностью. В нашем мире, все по другому.

Я всеми силами стараюсь не пересказывать вам сюжет этой книги, ведь если вы не читали ее, то я очень надеюсь, что почитаете. И даже если вам на душу не лягут первые страницы с этим летним закатом, с этим тополиным пухом, который несется по городу и прилипает к оконным переплетам, с этими пыльными улицами… Прочитаете первые страницы, потом сюжет зацепит и вы «проглотите» этот объемный роман на одном дыхании.

Со всей своей фантастикой, со всей своей сказочностью местами - это абсолютно взрослая, серьезная книга, завораживающая, иногда зловещая, местами выходит на уровень настоящего литературного кошмара, о котором писал Борхес. И кошмар в данном случае, отдельное средство воздействия на читателя.

«Голубятня на желтой поляне» книга вне жанровая, ее нельзя, как лучшие вещи Стругацких, отнести к научной фантастике, сколько бы меня не убеждали в обратном. Потому что никакой фантастикой, отдельные страницы этой книги и не «пахнут». Например страницы посвященные войне, посвященные безотцовщине, посвященные ностальгическим воспоминаниям о том, что неизбежно разрушается и с этим уходят кусочки нашей души. Там есть какие-то страницы, которые должны обветшать, должны скатиться к истории литературы, но этого не происходит, потому что книга Крапивина цельная, как монолит, как магический кристалл и по-прежнему производит такое же сильное впечатление, что и раньше.

Эта та книга, которая, как никакая другая, говорит о дружбе больше, чем все приключенческие, все развлекательные романы вместе взятые. Эта книга о настоящей дружбе, о дружбе, которой испытания не страшны, о дружбе заложенной в природе, как математика заложена в физике этого мира. О дружбе, которая неизбежна, потому что именно так объединяются сердца людей, этим и живет человечество в целом.

Читайте книги Владислава Крапивина, они своей романтикой будут пленять сердца - всегда.

7
1.606 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (5)
Сортировать по:
Сначала старые