Первый русский утопист - Сумароков Александр Петрович
Я не стану пересказывать данные википедии: кто хочет - сам найдёт. Единственное, укажу период жизни выдающегося драматурга, литератора, поэта, а в чём-то и философа - Сумарокова Александра Петровича.
Сумароков А.П., кисти Рокотова Ф.С.
Родился он в 1717 году, умер - в 1777. Расцвет его деятельности на литературном поприще пришёлся на период правления Елизаветы Петровны, а затем и Екатерины II.
Больше всего меня интересовало его произведение "Сон. Счастливое общество". Хотелось узнать каким видел идеальное общество образованный человек того времени. А образование его было весьма основательным.
Основная идея его произведения свелась к тому, чтобы как-то уравновесить его взгляды на равноправие людей от рождения с обоснованием сословности. Каким образом?
По Сумарокову - все люди равны от рождения, так как их вес в общественной деятельности определяется тем, насколько ясен их разум, но в момент рождения любой человек таковым не наделён. Лишь в процессе познания мира посредством чувств постигается истина, и развивается разум. То есть он вполне признаёт, что по природе все люди равны. Но сословия для него - это что-то заранее обусловленное и он не видит разногласия в том, что дворянский и крестьянский ребёнок изначально помещены в неравные условия развития. Хотя он и имел достойный пример перед глазами: Михайло Васильевич Ломоносов, которого одно время даже учителем его считали, но сам он это отрицал.
Сумароков воспевал монархизм, и в то же время мечтал об идеальном общественном устройстве. Он вполне осознавал, что многие представители дворянства вовсе не соответствовали своему титулу, если определять его уровнем образованности, приверженностью высоким принципам морали и полезностью для общества:
"В дворянстве всяк, с каким бы ни был чином,
Не в титле - в действии быть должен дворянином"
В его утопии монарх - высоконравственный человек с твёрдыми моральными принципами, пекущийся о благе всего государства и разумно им руководящий. Дворяне - ему в том подмога. Чиновничий аппарат напрочь лишён всех недостатков бюрократизма и мздоимства. Церковь - образец морали, поддерживает науку:
"Не можно никогда науку презирать,
И трудно без нея нам правду разбирать".
...и не вмешивается в дела государственные. Военное сословие, как и положено: защищает, а крестьянин - производит продукт и кормит всех за то, что они так мудро им руководят.
И сколько бы он ни говорил о равенстве, для него представители низших сословий "из сама подла рода, которого пахать природа". Единственное: Сумароков не считал крепостных рабами и выступал против их продажи, как заблагорассудится помещику. Он считал, что помещик может продавать лишь землю, к которой прикреплена семья крестьянина, и передавать её (семью) новому владельцу в полном составе. Свободу же крестьянскую он считает вредной и пагубной: что ж тогда дворянину-то останется?
Но, как говорится, никогда не зарекайся: при всей своей вере в предопределённость сословий, он разводится со своей женой - камер-юнгфериной Екатерины II - Иоганной Христиной Балк, чтобы жить с дочерью собственного конюха.
Всё это вкупе: его взгляды, его образ жизни - привели к длительной опале. Даже мать отвернулась от него. В итоге: Сумароков А.П. умер практически в нищете, а через время даже могила его затерялась.