Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
seagull15
6 лет назад

Вперёд - в прошлое! Палеонтолог и художник Флёров К.К.

Мечтали ли вы когда-нибудь заполучить в своё владение машину времени? Хоть ненадолго? Смотаться в пару-тройку мест, точнее, времён... Я даже затрудняюсь правильно это назвать. Может, темпоместа - от "темпоральный"? И воочию увидеть: как же там было-то на самом деле? 

У каждого из нас найдутся свои приоритеты, конечно же. А вот я не отказалась бы посмотреть на доисторических животных в живую. Из безопасного местечка, разумеется, а то, как-то не хочется быть глупо растоптанной или разжёванной. В любом случае, машины времени у нас нет, чего не скажешь о желании. Но выход есть, хоть и не совсем такой, как хотелось. Сейчас легко можно увидеть реконструкции палеовремён в цифре. Но это в наше время. А что же было делать в информационно-голодное докомпьютерное время? Вот здесь и приходили на помощь художники, многие из которых были ещё и учёными.

Одним из таких замечательных людей был Константин Константинович Флёров (04.02.1904 - 26.07.1980 гг). Выдающийся советский палеонтолог, профессор - он был ещё и прекрасным художником-реконструктором и анималистом. 

Благодаря ему были воссозданы облики очень многих доисторических животных. 

Казалось бы: как, имея в наличии один только скелет и, часто, далеко не полный, можно представить внешний вид существа практически в полной мере? Это ведь первая половина ХХ века! Для этого учёным необходимо было доскональное знание анатомии современных животных. И, исходя из аналогий строения, плюс наложение пропорций, постепенно выстраивалась сначала внутренняя часть тела, а затем уже, соответствующая ей внешняя. Учёные сравнивали кости, суставы, способы крепления мышц к костям, и собирали образ буквально по крошечным пазлам. Кстати, да: развитое образное мышление у такого человека играло большую роль.

Но не словами же их описывать, что, конечно же не лишне, хоть и не презентабельно. Поэтому, умение рисовать для учёных-палеонтологов прошлого было очень полезно. К.К. Флёрова даже трудно определить однозначно, кем он был больше: учёным, или же художником? Хотя, к чему эти разделения?

С детских лет Константин Константинович любил рисовать животных. Это своё пристрастие он сохранил навсегда. В 1913 г., девятилетнего мальчика случай познакомил с Ватагиным В.А. - ещё молодым художником, ставшим впоследствии действительным членом Академии художеств СССР. Тот заметил талант ребёнка и привёл его к Степанову А.С. - одному из первых анималистов страны. Именно благодаря ему будущий учёный обучился профессионализму академической школы рисования.

Когда пришла пора определяться с будущей профессией, Константин Константинович, так как в художественных заведениях того времени не было специальных анималистических направлений, поступил на биофак МГУ. Но живопись не забросил.

В 1938 г., уже состоявшийся академик Ватагин В.А. приглашает Флёрова К.К. поработать в московском Дарвиновском музее. Необходимо было изобразить главные этапы эволюционного становления животного мира, и здесь, как нельзя больше подошёл человек с профессиональным образованием зоолога и не менее профессиональными способностями художника.

Попутно с реконструкцией палеомира, Константин Константинович успешно защищает докторскую диссертацию. Много времени профессор проводил в различных экспедициях. А уже в 1946 г. ему предлагают должность директора музея, которую он занимал бессменно в течение 26-ти лет.

Основное внимание профессор уделял ступеням эволюции млекопитающих. 

Свои научные изыскания он запечатлел и в полотнах, посвящённых четвертичному периоду. Первыми, за кого он взялся, были мамонты. 

Он долго изучал всю доступную информацию об этих исполинах млекопитающих. Рассматривал наскальные росписи, пытаясь представить истинный облик животного. И только в 1960 г. - через много лет после проведённой им реконструкции - были подтверждены многие его догадки и предположения. Параллельно Константин Константинович делал иллюстрации к Детской энциклопедии. 

Париж. 1971 г. Здесь состоялся Конгресс учёных-палеонтологов, занимающихся той же тематикой, что и К.К. Флёров. Была представлена выставка работ профессора, которая имела потрясающий успех.  

Времена изменились. Компьютеры без труда воссоздают прошлые эпохи и их обитателей, но это ничуть не умаляет значение работ выдающегося учёного и художника Константина Константиновича Флёрова! 


Text.ru - 100.00%

Все работы Флёрова К.К., представленные здесь, являются собственностью Дарвиновского музея города Москвы. Фото этих работ взяты из интернета, но разрешение на их публикацию от музея получено и подтверждено сотрудником фотосектора Дарвиновского музея.    

2
38.884 GOLOS
На Golos с June 2017
Комментарии (1)
Сортировать по:
Сначала старые