Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
supernova
7 лет назад

Алхимия

Одними из первых алхимических авторов по-видимому были Сипезий и Зосима из Панополиса, сочинения которых сохранились лишь в отрывках. Они написаны крайне туманным, аллегорическим языком и обнаруживают явное влияние как египетских источников, так и восточной магии и астрологии.

Более поздние алхимические трактаты греческого происхождения представляют, по-видимому, сильно измененные копии немногих оригиналов, так как составлены по одному плану и очень близки по содержанию. Все они выставляют в качестве своих авторов Демокрита, Аристотеля и других почитаемых ученых древности.



Обычай приписывать свои сочинения авторитетным ученым древности получил широкое распространение среди алхимиков и в более поздние периоды, когда одним из таких псевдо-авторов сделался арабский алхимик Гебер. Алхимические традиции стали даже присваивать занятия алхимией Адаму, Моисею, Соломону и другим библейским лицам. Чаще же всего основоположником алхимии называли легендарного Гермеса Трисмегиста (Трижды Величайшего), в честь которого и сама алхимия стала называться герметическим искусством.

Арабы изучали греческие алхимические трактаты по переводам сирийских ученых. Нам известно значительное количество арабско-сирийских переводов псевдо-Демокрита, Зосимы и других греческих авторов. Оригинальные арабские трактаты по алхимии принадлежат частью подлинному Джафару. наиболее крупному арабскому алхимику, который стал известен впоследствии в латинских переводах под именем Гебера, частью же — псевдо-Геберу.

Кроме Гебера, из числа арабских алхимиков следует назвать еще Авиценну.

Центром алхимии в арабский период являлся сначала Багдад, а затем арабская академия в Кордове. От арабов алхимические сочинения в латинских переводах начинают проникать с конца XI века в Западную Европу. Первые переводы отличаются все тем же аллегорически-туманным стилем, который был свойствен греческим трактатам. Но уже с середины XII века переводы начинают сильно видоизменяться, в изложение привносится, с одной стороны, известная систематичность, с другой — метод схоластической логики.

Наряду с этим начинают появляться и оригинальные сочинения, принадлежащие частью неизвестным авторам и по-прежнему выходившие под именами Гебера, Демокрита и других, частью же — крупным представителям средневековой алхимии, как Альберт Великий (1193-1280 годы), Рожер Бэкон (1214-1294 годы), Арнольд Вилланованус (1235-1312 годы), Раймунд Луллий (1235-1315 годы). Не менее известны, как алхимики, Фома Аквинский, Николай Фламмель, Рипле, Нортан, Исаак Голландец.

В период 14-16 веков начинает, с одной стороны, все теснее связывать свои построения с практическими задачами, отдавая, как уже было указано, значительное внимание металлургии, горному долу и химико-техническим производствам, а также врачебному делу. С другой стороны, она пытается расширить значение своих теорий, философскому камню приписывают способность исцелять все болезни, возвращать молодость, появляется учение о воссоздании растения из золы, о получении химическим путем гомункулуса (искусственного человечка).



К этому времени относится деятельность Георга Агриколы (1494-1555 годы), Турнейсера, Либавия и других. Георг Агрикола (Бауэр) относился к алхимии сдержанно. Он известен своими сочинениями в области минералогии и металлургии (Рудничная книга).

В этот же период работал Парацельз (1493-1541), выдающийся врач, придававший мало значения вопросу о философском камне и поставивший в качестве центральной задачи алхимии проблему химического лечения болезней. Из алхимиков более позднего времени можно указать Иогана Бёттгера (1685-1719 годы), первого директора знаменитой фабрики фарфора в Мейсене.

С начала XVI века начинается упадок алхимии как науки. Накопленные за долгий период знания, торжество экспериментального метода, наступившее вместе с эпохой Реформации и Возрождения, расширение потребностей, усиление темпа развития техники и медицины — все это поставило перед наукой о превращениях вещества новые задачи.

Вместе с тем, рост товарного обмена и появление торгов, капитала, когда ценность золота стала в значительной мере определяться нормальной хозяйственной деятельностью страны понизили интерес к алхимии со стороны широких кругов молодого капиталистического общества Европы. Алхимики встречаются еще довольно долгое время, преимущественно при дворах государей. В дальнейшем на смену алхимии приходит ятрохимия. Одним из крупнейших представителей ятрохимического периода является Ван-Гельмонт (1577-1644).

За ятрохимическим периодом идет период теории флогистона.

Основателями теории флогистона являются Бехер и Шталь. В известной мере алхимией увлекались даже Лейбниц, Бойль и другие крупнейшие творцы науки XVIII века. Однако, как наука, алхимия прекращает свое существование с возникновением ятрохимии в первой четверти XVI века.



Этот переход произошел естественно, незаметно. Все то ценное и положительное, что было накоплено алхимией за долгий период ее существования, было воспринято позднейшей химией. В первую очередь — рабочие методы алхимиков, во вторую — их идея о единстве материи и превращении вещества.

Успехи атомистической теории, открытие периодической системы влили строго определенное содержание в расплывчатые идеи алхимиков о единстве вещества, а открытие радиоактивных веществ дало современной химии возможность овладеть тем «философским камнем», при помощи которого удается — пока, правда, в весьма ограниченных размерах — превращать одни элементы в другие.

Все иллюстрации использованные в статье по лицензии Creative Commons CC0

3
400.941 GOLOS
На Golos с June 2017
Комментарии (4)
Сортировать по:
Сначала старые