Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
thelotusflower
7 лет назад

Непростые карандаши или Академическое Тай-Чи.

Простые карандаши, как звучит идиома в нашем русском языке, не такие уж и простые. Карандаши правильно называть графитными. Работой графитными карандашами занимается  в основном дисциплина "Академический Рисунок".

Карандаши производятся из графита различной мягкости. Бывают разных фирм, но мы в ИХУ  часто покупали KOH-I-NOOR, FaberCastell. KOH-I-NOOR покупался сразу коробочкой. Потом, по мере необходимости, докупались карандаши разной твердости.Мой арсенал: побитый жизнью и искусством набор карандашей и прочего стаффа. XD

Что значат эти циферки и буквы: твердость/мягкость карандаша. Если вы попробуете порисовать 6B и 5H - ощутите огромную разницу. B - это мягкие карандаши. Чем выше индекс у B, тем мягче карандаш, такие карандаши по ощущению уже ближе к мягким материалам. Их легко тереть, создавать растушевки. H - соответственно, твердые. У карандашей Российского производства (например "Красин") аналогичные: Т-твердый и М-мягкий, индексы идут так же. Для эскиза, да просто как самые ходовые - я использую HB (твердо-мягкий, или ТМ), 2B и этот странный и таинственный карандаш F. :)Быстрый линейно-конструктивный набросок с небольшим применением тона, формат А4. 

Мягкие карандаши подходят для набросков, для тональных рисунков, для эскизов и начала работы на большом формате, когда только обозначается композиция. Их можно смахивать тряпкой, боковой стороной ладони для создания тона. Твердые карандаши - хрупкие, скребут бумагу, хорошо подходят для построения света на гипсах, для рисовки светлых предметов, светлых частей натюрморта и так далее. У них чаще используется не боковина, а острие. Твердые карандаши дают красивые сетчатые фактуры, тяжело стираются. Они хороши для линейно-конструктивных рисунков, которые больше выявляют конструкцию, минимум тона.Конструктивный набросок по памяти: построение головы, поиск композиции.

Бумага: А теперь, наконец-то, давайте дружно позовем: "Сне-гу-ро-ч-каа"! XD Потому что "Снегурочка" идеальна для массовых, быстрых набросков. Бывают короткие наброски - по 15-60 секунд, были у нас такие задание - на восприятие целостности фигуры. Бумагу экономить не надо. Наброски я делаю часто на черновиках из принтера, где одна сторона напечатана, а одна чистая. Чем больше делается набросков - тем скорей набьется рука. Так что это материал бросовый.Быстрый набросок, примерно 1 мин или меньше.

Ватман. Ватман натягивается на планшет, это уже работа по серьезней. Как правило, это постановки по 10-15 часов, которые разбиваются по дням в неделю. Но, наброски на дешевой бумаге делать надо обязательно, по 5-6 штук в день.

Как точить: никаких, блин, точилок! :) Ну, если конечно, совсем лень не одолеет. Только резак (канцелярский нож), только хардкор! :)) Карандаш затачивается как на картинке здесь - очень тонко, чтобы была рабочая поверхность грифеля 7-9 мм. Но и не так, чтобы он ломался. Это нужно для работы боковой поверхностью карандаша. К канцелярским ножам продаются сменные лезвия. К тому же, по мере затупления, лезвия необходимо обновлять, надламывая по линиям на нем. Я делаю это тупо об жесткую поверхность. На хороших резаках сзади есть специальная выемка для отлома лезвий. Точилкой, конечно, потом тоже можно. XD Но, сначала надо научиться грамотно точить резаком, чтобы прочувствовать карандаши, длину грифеля.

Под рукой полезно иметь небольшой кусочек мелкой шкурки, после заточки поточить грифель шкуркой, доведя до ума - это сделает его еще более острым.

Как держать: есть две позиции - как люди обычно держат ручку, и "академическая позиция", как на фото ниже. Эта позиция нужна для работы боковой поверхностью карандаша. При работе на большом формате используют "академическую хватку", при работе над тонкими деталями периодически можно брать как ручку.

Поза при работе: Да! Вот такие дела - поза - это важно. :) Если идет работа на планшете, который установлен на мольберт, работает все тело. Рука работает от плеча. Одна нога отставлена для опоры назад. Желательно побольше перемещаться, отходить на пару шагов от работы, периодически отставлять работу к постановке и смотреть ошибки. Так же, как при игре на музыкальном инструменте, при обучении рисунку и живописи, надо ставить руку. Рисунок - как танец, тут и отходить надо грамотно, и штрихи наносить всем телом. Прям Тай-Чи какое-то! :)

Тренировка: Для этого дома на стену вешается ватман (конечно, А1 формата), берем карандаш и,  работая всем телом, рисуем огромные эллипсы, по 15-30 см, чертим одним движением линии по диагонали, вертикали, горизонтали и во все стороны - и так надо каждый день, пока ватман не станет черным. Газеты тоже сгодятся для такой тренировки (дешево и сердито). После этого постановки рисовать гораздо легче - тело и сознание привыкает к большим форматам.

Если делаются небольшие зарисовки, то тут поза может быть какая угодно - главное, научитесь "академической хватке" карандаша, чтобы работать как боковой стороной, так и кончиком. Ну, и не горбитесь. :)Постановка (натюрморт), и работа в процессе, ватман натянут на подрамник, подрамник стоит на мольберте. Важно правильно выбрать ракурс и расстояние для работы (тут обычно у студентов происходит битва. :))). ИХУ.

Работа над натюрмортом: графитные карандаши - это постоянное стирание, нанесение штриха/тона, снова стирание и так далее. Выявление при помощи резинке светов, "штриховка светом".

А чего карандаши такие длинные? Потому что при длительной постановке, когда ватман на планшете и всё это на мольберте, надо держать дистанцию от работы, "не прилипать" к ней, чтобы видеть работу целиком. Сравните, как легко контролировать композицию в формате на маленьком листе А4 (лучше не рисовать на стандартах бумаги, а использовать нестандартные куски - более квадратные, более прямоугольные) и на большом формате, например планшете 50х60 см, который у вас на уровне глаз и удобном уровне для рук. Потому и существуют карандашедержатели. Когда карандаш сильно мельчает в размерах, а он такой хороший, и всё еще нужен - его вставляют в карандашедержатель и продолжают работу. :)Резинки: 

"...без резинки не могу!" (неизвестный художник) 

Резинки бывают разной твердости/мягкости, так же, как и карандаши. Для стирания твердых карандашей подходят одни резинки, для стирания мягких - другие. Я обычно таскаю с собой целую кучу их - для разных случаев. И еще, резинка - это не только чтобы убирать неугодные линии и пятна, это еще и материал нанесения светов! Да! Отрезаем острый кусочек резиночки и работаем ей как карандашом, нанося штрихи различной прозрачности. Можно едва смахнуть графит боковиной резинки, а можно наносить четкие белые штрихи среди сплошного тона.

Лак: Помните, законченную работу графитными карандашами необходимо зафиксировать лаком. Особенно, если работа тональная, и в ней присутствовало много работы мягкими карнадашами. Мы берем самый дешевый лак для волос моя "Прелесть" ах-ха-ха. Во всех косметических ларьках можно приобрести самый дешевый лак. Наносить лак на работу равномерно, с расстояния 15-30 см, чтобы не было потеков, наносить при открытых окнах. Будет вонять (это пометка особенно для тех, кто не пользуется лаком для волос в жизни :)) ). Политую лаком работу надо подсушить 15-20 мин. После этого карандаш с нее уже не сотрется.

Растушевка: растушевка производится в процессе, периодически, когда необходимо. Можно бегло растушевать ладонью, пальцем. Можно использовать бумагу или тряпку (чистую!), есть специальные растушевки, сделанные из скрученной бумаги (на фото сверху, рядом с карандашедержателем).

Штрих: бывает самый разнообразный, боковой стороной, острием, с разным давлением, разной твердости/мягкости. Я стараюсь использовать все возможные приемы, которые знаю. Но, в одной работе рекомендуется не использовать больше 2-4 приемов, чтобы было стилистически гармонично.Длительная академическая постановка, портрет с натуры. Графитные карандаши. Здесь присутствует много типов штриха, работа заостренной резинкой, для выявления бликов.

Карандаши желательно не ронять, так как внутри у них ломается грифель, и при заточке карандаша грифель просто отваливается кусками.

Вроде, основное изложила. Пишите вопросы, если что - отвечу. :3

Семестровый просмотр работ в ИХУ (подготовительные курсы). Вверху - линейно-конструктивные работы, снизу - тональные (или тоновые, их по-разному называют).

12
2.419 GOLOS
На Golos с April 2017
Комментарии (20)
Сортировать по:
Сначала старые