Хлеб. Советская история & живопись
"Советские хлеба". И.И. Машков
Вчера отмечался Всемирный день хлеба. Праздник совсем молодой: он был создан по инициативе Международного союза пекарей и печарей-кондитеров только в 2006 году, но переоценить значение хлеба и его роль в истории питания человечества просто невозможно.
Вот уже 15 тысяч лет людей сопровождают злаковые растения. Долгое время они употреблялись в пищу в сыром виде, потом научились перетирать их в муку. Первым хлебом была жидкая каша, но где-то восемь тысяч лет назад какой-то умный человек на Ближнем Востоке догадался положить кашу на раскаленный камень. Так появилась первая хлебная лепешка.
Велико и символическое значение хлеба. Хлеб – это не только символ богатства и гостеприимства. Во многих земледельческих цивилизациях «умирающее и воскресающее» зерно персонифицировалось в образах умирающего и воскресающего божества – Осириса, Адониса, Таммуза, Диониса. Присутствует этот мотив и в учении о Христе.
Предельно широко хлеб – это олицетворение жизни, изобилия и благополучия. Был бы хлеб, остальное приложится.
Для России хлеб сакрален. Долгое время Россия была аграрной страной, в которой 80% населения – крестьяне. До Октябрьской революции хлебопекарная база России состояла в основном из 140 тысяч мелких пекарень. Советская власть поставило производство хлеба на промышленные рельсы, построив за годы предвоенных пятилеток 280 хлебозаводов. Уже в 1940 году на хлебозаводах вырабатывалось более 55% всей хлебной продукции.
Особый эпизод «битвы за урожай» (т.е. изобилие хлеба) – освоение в 1950-е годы 42 миллионов гектаров целинных земель.
К середине 1980-х годов в Советском Союзе ежедневно выпекалось до 82 тысяч тонн хлеба и хлебобулочных изделий около 800 наименований.
В зависимости от вида муки пекли хлеб ржаной, ржано-пшеничный и пшеничный; по способу выпечки – подовый и формовой; по рецептуре – простой, улучшенный и сдобный.
Наверняка кому-то станет теплее от упоминания видов и сортов хлеба, выпекаемого в СССР:
· заварной; · бородинский; · московский; · украинский; · минский; · рижский; · орловский; · столовый; · забайкальский; · карельский; · чайный; · красносельский; · арнаут; · целинный; · киевский; · горчичный; · молочный; · «ромашка»; · городской; · сытный с изюмом и др.
Простые булочные изделия: батоны нарезные, простые, столичные; булки городские, сайки, калачи, халы, плетенки, витушки, подковки.
Сдобные булочные изделия; московские розанчики, калачи ленинградские, гребешки, жаворонки, слойки, сдоба выборгская (бабочки, бантики, лепешки с повидлом), витушки сдобные, рогалики.
Бараночные изделия: баранки, бублики и сушки.
Еще можно назвать хрустящие хлебцы, разного вида сухари, хлебные палочки и соломку.
Однако такое разнообразие было далеко не повсеместным, и на большинстве территории СССР приходилось довольствоваться простым «черным» или «белым» хлебом, батонами и булками.
Благодаря дотациям властей хлеб в магазинах в период «зрелого» социализма стоил ниже себестоимости:
· хлеб ржаной – 16 коп.;
· хлеб пшеничный – 28 коп.;
· хлеб «серый» - 20 коп.;
· хлеб Орловский – 18 коп.;
· булка – 7 коп.;
· булка калорийная – 10 коп.;
· батон нарезной – 13 коп.;
· батон пшеничный – 25 коп.;
· плюшка московская – 20 коп.
В 1980 году на среднюю зарплату в 168 рублей можно было купить 1299 батонов.
В советской живописи картин, посвященных хлебу – символу счастливой жизни и богатства, немало, но, пожалуй, никто в довоенное время не писал хлеб с такой любовью и «сочностью», как Илья Иванович Машков (1881-1944), один из основателей «Бубнового валета», прошедший творческий путь от авангардиста до реалиста.
Его полотно «Советские хлебы» (1936) – гимн советской власти и апофеоз хлеба. Кажется, что нет числа румяным, воздушным и основательным, простым и сдобным хлебам, взошедшим под солнцем советской власти.
Не менее значима и картина «Снедь московская. Хлебы» (1924), представленная впервые на выставке «Революция, быт и труд».
"Снедь московская. Хлебы". И.И. Машков
Эти картины очень полно выражают особенности творческой манеры выдающегося художника. Экспрессивность, густой мазок и яркость палитры мастера замечательно точно передают не только внешний вид изобильных хлебов, но, кажется, и их вкус и запах. Сочная живопись Машкова, особенно его натюрморты, воспевает жизнь, упивается ее полнокровием, богатством и разнообразием проявлений.
Оставим в стороне идеологический контекст и просто полюбуемся на вкусные, хрустящие и ароматные хлеба.