Острова. Размышления-2
Первое издание "Острова сокровищ". 1883
Продолжаю размышлять о природе островов, вернее, ее интерпретации в литературе. Здесь стоит напомнить, что все рассмотренные в прошлом посте (кроме Платона) вымышленные острова были созданы в эпоху Великих географических открытий, а их творцы – граждане Британии, страны, завоевавшей в XVIII веке статус ведущей морской державы.
Открытие и освоение новых земель – это насущная задача и, можно сказать, бремя белого человека. Он нес в мир цивилизацию и прогресс, совершенно не интересуясь потребностями «открытых» народов. Для европейцев все было «новое» - Новое Зеландия, Новая Гвинея, Новая Каледония и так далее. То, что на этих «новых» территориях уже кто-то давно жил, было, скорее, досадной помехой. Впрочем, сейчас наметилась другая тенденция – возвращать географическим объектам их «туземные» названия.
Итак, в литературе XVIII века острова открывались, осваивались и покорялись. В XIX веке в трактовке тематики островов появились коннотации тайны, загадки, интриги. Острова уже не «спешили» открывать свои секреты. Для этого был нужен какой-нибудь ключик. Например, заветная карта. Самые значимые произведения XIX века, в которых присутствуют новые смыслы символического бытия островов – это «Таинственный остров» (1874) Жюля Верна, «Остров сокровищ» (1883) Роберта Льюиса Стивенсона и «Остров доктора Моро» (1896) Герберта Уэллса.
1. «Таинственный остров» Жюля Верна – замечательный образец жанра робинзонады. Колонисты острова Линкольн отлично справляются с задачей выживания, но в сюжете романа долгое время сохраняется интрига – кто же помогает героям в трудные минуты? Кто он, могущественный покровитель? Как мы знаем, им оказался таинственный капитан Немо, но его загадочность лишена какой-либо экзальтации и мистики. Он, как и другие положительные герои романа, апологет науки и техники.
Немо – талантливый и баснословно богатый инженер и изобретатель. Его гениальности и возможностям нет границ, но он предпочитает прятаться людей и его прибежище – подводная лодка и необитаемый остров. Он добровольный изгнанник, больше всего ценящий свободу и независимость.
Капитан Немо. Во время действия романа Немо было уже 60 лет.
2. Приключенческие коллизии «Острова сокровищ» Стивенсона увлекают не одно поколение ребятни. Да что там подростки, нет счета экранизациям и литературным продолжениям этого увлекательного романа. Герои «Острова сокровищ» обрели бессмертие и, кажется, живут собственной жизнью.
В чем притягательность первого и самого известного романа Стивенсона? Если по пунктам:
· повествование ведется от имени юного Джима Хокинса. Проблема самоидентификации читателя решена;
· напряженный и увлекательный сюжет;
· пираты. Очень волнительные и безумно популярные по сей день персонажи;
· поиски сокровищ. Ну кто может устоять перед этим?;
· бесчисленные интриги, заговоры и тайны;
· схватки и героические победы положительных персонажей;
· интересные, полнокровные персонажи, как положительные, так и отрицательные.
Необитаемый остров, как мы знаем, оказался не совсем необитаемым. Конечно, скрывавшийся на нем бывший пират Бен Ганн – это своеобразный «привет» Даниэлю Дефо и его Робинзону Крузо. Да, и попугай Сильвера, к слову, тоже.
И «Таинственный остров», и «Остров сокровищ» вполне оптимистические произведения. Их герои, несмотря на неоднократную угрозу жизни, с честью преодолевают многочисленные испытания. Взаимовыручка и сплоченность, верность нравственным идеалам помогают положительным персонажам достигнуть заветной цели, победить врагов и разгадать все тайны.
Но тайны могут быть и страшными… И, возможно, лучше оставить их неразгаданными. Об этом «Остров доктора Моро» Уэллса, роман, отличающийся совсем другим настроением, чем приключенческие произведения Верна и Стивенсона. Но об этом в следующий раз.
Продолжение следует…