Яблоко в мифологии и живописи
Вчера отмечался Международный день вегана. Этим праздником заканчивается начинающийся 1 октября «месяц вегетарианской осознанности».
Веганы – наиболее строгие вегетарианцы. Они исключают из своего рациона все продукты животного происхождения – мясо, рыбу, яйца, молоко и молочные продукты, мед.
Однако ни один веган не откажется от сочного и вкусного яблока. Помимо пищевой ценности, яблоки обладают эстетическими достоинствами и значимыми мифологическими и символическими смыслами. Наиболее полно «яблочное» совершенство представлено в живописи.
Яблоко – символ амбивалетный. Оно может обозначать как добро, так и зло. В мифологии многих народов яблоко олицетворяет плод дерева жизни (вспомните «молодильные яблоки»), а также благополучие и богатство.
Самое известное яблоко в античной мифологии – это «яблоко раздора», из-за которого соперничали Афродита, Гера и Афина и которое Парис присудил богине любви. Вскоре после этого началась Троянская война.
Лукас Кранах Старший. Суд Париса. 1530-е
Питер Пауль Рубенс. Суд Париса. 1635-38
Огюст Ренуар. Суд Париса. 1913
С появлением христианства «яблоко раздора» трансформируется в «яблоко грехопадения». Интересно, что в Библии точного названия «орудия искушения» нет – упоминаются только некие «плоды», поэтому в раннем христианском искусстве яблок нет. Однако с течением времени яблоко стало появляться на иконах и картинах на библейские темы. Дело в том, что латинское слово «malum» означает и яблоко, и зло.
Якоб Йорданс. Искушение Адама и Евы (Грехопадение). 1640
А вот яблоко в руке младенца Иисуса или Девы Марии имеет прямо противоположный «яблоку грехопадения» смысл и становится символом спасения и искупления грехов.
Лукас Кранах Старший. Мадонна с младенцем под яблоней. 1530-е
Библейские коннотации не утрачивается и в некоторых натюрмортах. Например, присутствующие среди предметов и явств яблоки, иногда даже с очевидными признаками гниения, могут указывать на первородный грех, "впустившим" в мир смерть.
Бальтазар ван дер Аст. Корзина с фруктами. 1632
С приходом Возрождения стали утверждаться новые, в том числе вполне светские смыслы. Яблоко стало олицетворять весну, молодость, любовь, жизнь и богатство. Особенно интересен в этом смысле портретный жанр.
Рафаэль Санти. Портрет юноши с яблоком. Около 1505
Василий Тропинин. Девочка с яблоком. 1800-е
Александр Герасимов. Девочка с яблоком. 1928
Последняя девочка мне кажется, простите, предвестием Лолиты. И яблоко у нее в руке явно дар Евы. И рука то левая...
В современной живописи особо значимый вклад в развитие «яблочной темы» внес Поль Сезанн. Подумать только – около двухсот натюрмортов и килограммы яблок на полотнах. Яблоко для него было символом нового взгляда на предметы. За особую «любовь» к яблокам Поль Гоген прозвал Сезанна «Рембрандтом яблок».
Поль Сезанн. Яблоки. 1877-1878
Поль Сезанн. Ваза, стакан и яблоки. 1880
Поль Сезанн. Яблоки и апельсины. 1895
Удивительно запоминающий образ яблока создал Рене Магритт. Его зеленое яблоко на картине «Сын человеческий» воскрешает всю полноту символических значений этого фрукта. Ожидаемый кисло-сладкий вкус плода указывает и на первородный грех, и на сопровождающие жизнь человека искушения-удовольствия.
Рене Маргритт. Сын человеческий. 1964
В советской живописи большую смысловую нагрузку обрела тема «сбора яблок». С ее помощью воплощались и образы изобилия (урожай яблок обилен и красив), и радости коллективного труда, и аллегории всей человеческой жизни.
Константин Юон. Сбор яблок. 1928
Владимир Микита. Сбор яблок. 1972
Дмитрий Жилинский. Под старой яблоней. 1969
Особый респект @pioner77788
Благодарю за внимание!