Светофильтры в современной фотографии (часть 4) : Градиентные и ND фильтры.
Сегодняшнюю статью хочу посвятить сразу двум видам фильтров. Так как они по сути очень взаимосвязаны. ND фильтр - называют нейтрально серым. Его основная задача не влияя на сам кадр затемнять его. Данные фильтры имеют маркировку x2, x4, x8, есть даже x 400. Данные значения говорят нам о степени затемнения, x2 в два раза. x400 в четыреста.
Может возникнуть резонный вопрос, если все фотографы гонятся за сверх просветленной оптикой, камерами позволяющими максимально завышать ISO без вреда кадру, Зачем нужно затемнять этот самый кадр. Дело в том, что действительно за частую фотографам не хватает этой самой светосилы, но бывают и обратные случаи. Когда этого самого света слишком много. Например вы хотите сделать снимок реки с крайне малой глубиной резкости, но так чтобы вода получила размытие за счет движения. Но в условиях дневного света для того чтобы использовать выдержку длиннее 0.5 - 3 секунды вам придется закрыть диафрагму. Но это добавит глубину резкости, что прямо противоречит задумке. Выход только один использовать нейтрально-серый фильтр.
А если вы хотите снять например солнечный диск в полдень, или дугу электросварки. В таких случаях даже комбинация полностью закрытой диафрагмы и заниженного ISO не способны дать нам возможность использовать необходимую выдержку. А то даже и самой короткой выдержки не хватает. Для таких случаев и понадобится более серьезное затемнение. ND X400 будет в самый раз.
Хотя все же нам чаще надо затемнить не весь кадр, а лишь какую то его часть. Например небо , но оставить исходный уровень освещения на земле. Тогда для этой цели можно использовать градиентные нейтрально серые (ND) фильтры.
Что такое градиентный фильтр можно объяснить так, это светофильтр совмещающий в себе плавный переход от одного цвета к другому. В случае с нейтрально серым фильтром, это переход от максимального затемнения к полностью не затемненному участку. Однако градиентные фильтры бывают и цветными. И использование аналогично с применением обычных цветных фильтров, однако имеет под собой гораздо больший потенциал для творчества.
Говоря о градиентных фильтрах нельзя не сказать о том, что равномерность окраски может сильно варьироваться.
На Рисунке а). Показан двухцветный фильтр, Биколор или Дуалтон (BiColor, Dual
Tone) Данный вид фильтров не относится к градиентным ввиду наличия жесткой границы разделения. Варианты б),в),г) типичные градиентные основным отличием которых является растянутость градиента.
Градиентные фильтры могут отличаться конструктивно, в жесткой круглой оправе или же прямоугольные со специальными держателями. В случае приобретения градиентных фильтров я бы рекомендовал вариант с держателем. Так как именно этот метод дает максимальную гибкость и огромное творческое пространство. А вот круглые фильтры увы лишены возможности варьировать положение границы разделения. К тому же, чаще всего эта граница находится у них в середине поля, что вынуждает нас используя такой фильтр делать горизонт по середине кадра. А это увы довольно неприятный минус.
На втором кадре продемонстрирован вариант нестандартного метода установки градиентного фильтра. В случае, если такой метод установки осуществить используя широкоугольный объектив то мы получим жесткую границу перехода от затемненного к светлому участку. А используя оптику с фокусным расстоянием от 100 и более мм, жесткой границы не получится так как эта граница будет размыта оптической системой объектива.
Градиентные фильтры способны дать очень большой запас творческих возможностей. И значительно упростить последующую обработку кадров. Однако в некоторых случаях проще использовать не фильтр, а метод обработки изображения на компьютере. Создавая HDR изображения или собирая в коллаж один кадр из нескольких.
На этом тема фильтров еще не закончена, продолжение следует .