Вижу и думаю. Композиция кадра: немного о равновесии. Часть 4.
Продолжая тематику композиции кадра. Хотелось бы уделить внимание такому понятию как баланс фотографии. Очень часто новичков порой немного сбивает такая формулировка как : "нарушен баланс фотографии", говоря о балансе новички очень часто сразу думают о таком термине как баланс белого. Но в данном контексте речь совсем не о нем. И часто им вообще ничего не говорит фраза: "фотография не равновесна".
(фото не мои. Взяты из Google картинок для иллюстраци темы. В случае претензий, авторам данных работ можно связаться со мной)
В подобных фразах речь идет о так называемом равновечии кадра, когда один массивный объект на фотографии с одной должен уравновешиваться аналогичным массивным объектом с другой стороны. Так чтобы если мысленно повесить фотографию за центр небыло ощущения что масса объекта с одной из сторон как чаши весов наклонит снимок в какую либо из сторон.
Например распологая на снимке массивное строение лучше всго его удерживать в центре снимка , а смещение в один бок и оставлене свободного не занятого пространства с другой стороны как бы нарушит равновесие.
Хотелось бы так же обратить ваше внимание на, тот момент что нарушение равновесия как бы не такая критичная ошибка как зачастую завал горизонта, и его так же можно использовать как творческий прием.
Например если вам необходимо усилить ощущение пустоты или высоты горного массива, нарушение равновесия лишь дополнит вашу работу.
При этом не менее важно сделать акцент вашего вниания на том, что в случае когда на фото имеется линия горизонта, равновесие играет вторичную роль.
Т.е. наличие линии горизонта на фото несколько приуменьшает значимость равновесия кадра, но не отменяет его полностью.
А вот в случаях с плотными композициями например в городских застройках, натюрмортах и т.д. где линия горизонта отсутсвует может играть довольно важную роль.
какой по вашему рисунок воспринимается лучше ?
На данном примере добавление линии горизонта и некоторое смешение объектов съемки улучшили общее впечатление от кадра. Не смотря на то, что особо равновесия не добавили.
А вот пример не праильного построения кадра и не верного баланса фотографии.
Снимок смотрится как бы незаконченным. Если бы автор данного снимка построил кадр хотя бы таким вот образом . Сместившись к центру реки. Хотя это не полное решение проблемы данного кадра, но даже оно делает его более воспринимаемым.
И так надеюсь вам стало чуть более понятна тема равновесия кадра, от себя мог бы порекомендовать вам делать несколько вариантов кадрирования при съемке. чтобы в последующем было легче выбрать лучший. Но это восе не значит что нужно делать 100500мильёнов кадров. Берегите ресурс вашей фотокамеры. Изначально пока вы учитесь вам хватит 2-5 кадорв. Чуть позже вообще 1го двух будет предостаточно, если конечно вы не делаете съемку панорамы или сверх HDR.
Но на этом композиция не заканчивается и тема будет продолжена в последующих статьях.
Продолжение следует.