Целующиеся милиционеры, Иисус и Ленин: кто такие «Синие носы» и над кем они смеются?
Художники, в широком смысле этого слова, люди впечатлительные и во все времена они активно реагируют на разные социальные и политические явления. Но делать это так, чтобы оставаться при том все-таки художниками, а не общественными или политическими деятелями, удается немногим.
Четырем художникам из Новосибирска Дмитрию Булныгину, Максиму Зонову, Вячеславу Мизину и Константину Скотникову, на мой взгляд, удалось это сделать.
В 99 году, когда СМИ пугали людей предстоящей технической катастрофой, эти четыре художника вместе с фотографом Евгением Ивановым закрылись в бомбоубежище в центре Новосибирска без часов, спиртного и какой-либо возможности связаться с внешним миром. Там они сняли 11 перформенсов, с которых началась история арт-группы «Синие носы».
Кстати, сначала они не хотели работать вместе дальше и отказывались от этого названия, но оно серьезно прилипло к ним. Сейчас сибирские художники известны по всему миру, они проводят выставки и делают самые разные проекты «на злобу дня», не каждый художник может похвастаться таким количеством персональных выставок в разных столицах мира, как эти ребята. Кстати, конкретно объяснить, что именно делают «Синие носы» не просто, потому что нет какого-то определенного жанра, они и снимают видео, и делают фотографии, и коллажи, и устраивают перформансы. Сами они говорят о том, что работают в жанре «народнического современного искусства» для «пенсионеров и пионеров».
При том, что работой «Синих носов» может оказаться что угодно — от фотографии до события посреди города — узнать их легко по стилю, если хотя бы раз увидеть их выставку.
Все дело в том, что во всех работах художников прослеживается сарказм, высмеивание каких-то современных явлений, событий. При этом, высмеивание происходит очень по-доброму, вроде даже немного скандально (как в случае с известной фотогработой с целующимися милиционерами), но не зло. «Синие носы» не пытаются бороться с властью, не требуют свободы слова, не зашивают себе рот, ничего и никого не поджигают. Они просто показывают самих себя со стороны. Они не боятся смеяться над собой а в итоге, глядя на их проекты, в них нельзя не узнавать себя тоже.
При этом, у «Синих носов» нет табуированных тем. В их коллажах есть и Иисус, и Че Гевара, и Путин. Но сама подача в их работах такова, что трудно назвать это, например, оскорблением, потому что выглядит все так, как если бы это клеил на коленке девятиклассник.