Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vredinka2345
6 лет назад

Рене Магритт и его «Вероломство образов»

Рене Магритт «Вероломство образов (Это не трубка)» - одна из самых известных и загадочных работ в истории искусства. Это одна из серийных картин, в которых бельгийский художник демонстрирует нам относительность образов и слов, доказывая, что это не одно и то же. Слова связаны с образами и наоборот, но они не заменяют друг друга.

Впервые за 45 лет, знаменитая картина, возвращается в свою страну происхождения в рамках крупной выставки Королевского музея искусств Бельгии, которая продемонстирует немаловажное влияние Магритта на современных художников Джаспера Джона и Гавина Турка, давая нам новую возможность попытаться определить нечто неординарное.

«Слово, «трубка», которое мы произносим в жизни, - это некоторый объект в действительности, но никак не на бумаге, и идея Магритта заключается в том, чтобы показать нам, что картина не имеет ничего общего с реальностью, это просто образ, перенесенный на холст», - говорит Мишель Драге, куратор выставки. Хотя достаточно легко понять, что полотно не является реальной трубкой, Драге объясняет, что «реальная загадка картины заключается в том, что зритель по-новому смотрит на привычные вещи и явления и переосмысливает их».

Даже надпись «Это не трубка» намеренно вводит нас в заблуждение или же говорит нам о разнице между представлением и действительностью

Задавать философские вопросы, вот что было целью искусства Магритта, ведь это гораздо проще, чем предлагать историко-художественные решения. Хотя он начал рисовать в возрасте 12 лет и экспериментировал с кубизмом и футуризмом, Магритт вскоре перестал называть себя художником, считая себя мыслителем, который общался посредством живописи.

Движением, к которому присоединился Магритт, стало сюрреализм, именно оно начало свою жизнь, как основное литературное направление, и его основатели одинаково скептически относились к ценности картин. И только благодаря метафизическим работам Джорджио Де Кирико, через которые Магритт смог обнаружить «господство поэзии над живописью», они изменили свое мнение.

Работы Джорджо де Кирико, выполненные в стиле коллаж, оказали сильное влияние на Магритт

Даже философ Мишель Фуко, в своем знаменитом эссе «Вероломство образов» ссылается на произведение, как на «распутанную каллиграмму» - образ, составленный из слов, которые описывали его, и Магритт смог их «разгадать», отделив образ от слов.

Оставшись несогласным с этим определением, Магритт, несомненно считал, что образ в той же мере способен выразить мысль, как и поэзия. Как говорит Драге, поэзия Магритта «находится за пределами слов: где-то намного глубже, чем слова».

Реальность или нет?

Решением Магритт нарисовать трубку, вполне может быть связано с тем, что перед тем, как он начал работу над «Вероломство образов», Андре Бретон и Пол Элуард, одни из лидеров сюрреализма, опубликовали «Заметки о поэзии» в журнале «Сюрреалистическая революция», в котором они написали, что «поэзия - это трубка».

Магритт подразумевает, что все взгляды — иллюзия

Утверждение Магритта о том, что «это не трубка», может рассматриваться в том смысле, что перед нами нечто иное, но столь же конкретное. Не забываем о том, что оригинальное название картины было L’usage de la parole I (Использование речи I), которое означает, что мы должны ставить под сомнение правдивость слов, а не изображения.

Очевидная двусмысленность Магритта такому смещению акцентов может показаться странной, но, как оценил его коллега Поля Нуге, названия Магритта всегда были «поводом для обсуждения», нежели «разъяснениями». Он понимал, что реакция человека на образ всегда будет зависеть от личного опыта смотрящего и понимания объекта.

Бродхарс перенёс концептуальные игры Магретт на следующий уровень, хотя он и оставался часто связан с изображениями трубок

Неопределимая природа картин Магритта означала, что они станут особенно провокационными и в тоже время будут хорошим источником вдохновения для молодых художников. «Когда вы получаете ответы, вы обязаны идти в том же направлении, - говорит Драге. «Если же вы задаёте вопросы, вы можете задать вопрос и начать заново».

Изначально картина «Вероломство образов» была написана для парижского показа в 1929 году, но в результате обвала фондового рынка, она так и не была продемонстрирована из-за закрытия многих галерей. Но в 1954-м в галерее Sidney Janis в Нью-Йорке, она всё же увидела своего зрителя, приковав к себе внимание художников нового поколения, таких как Энди Уорхол, Роберт Раушенеберг и Джаспер Джонс.

«Сын человеческий» (1964), одна из самых известных работ Магретт

На Джонса, изображавшего повседневные предметы, такие как цифры или флаги, всеми неожиданными способами, выставка «по-настоящему произвела впечатление», говорит искусствовед Роберта Бернштейн.

«Концептуальная идея Магритт, гласящая «это не трубка, это изображение» и есть основа для понимания джонсоновского Флага, – добавляет она, – хотя Джонс превращает ее в вопрос, звучащий как «это флаг или изображение?».

Флаг Джаспера Джонса ставит вопрос, похожий на работы Магритт — флаг ли это, даже если он сделан из клочков газет вместо ткани, или нет?

Роберта верит, что Магритт также оказал влияние и на Раушенберга, и «факт того, что они оба начали коллекционировать его работы, когда смогли себе это позволить, является подтверждением этого».

Раушенберг всегда отрицал эту связь, но взглянув на его серию Беллини, коллекцию поп-арт коллажей фигур Ренессанса, в сравнении с «Готовым букетом» Магритт, в котором Примавера Ботичелли помещена на спине человека в котелке, трудно поверить в отсутствие какого бы то ни было влияния.

«Личные ценности», 1942 год

Клас Олденбург также черпал вдохновение в работах Магритт. Корни его неестественно увеличенных объектов прослеживаются в «Личных ценностях» Магритт, где последний поместил увеличенные объекты в спальне, на стенах которой было нарисовано небо. Однако, поговаривают, что Магритт не желал видеть себя предшественником поп-арта, движения, которое в его понимании было принесено в жертву модным капризам. По мнению Драге, Магритт, как правило, был невосприимчив к современным веяниям искусства. Примечательным исключением был его приятель, бельгиец Марсель Бродхарс, по выражению Драге, его «духовный сын», с которым он был очень близок.

Марсель Бродхарс (слева) был преставителем младшего поколения художников, на которых оказал влияние Магретт (справа)

Они встретились после Второй мировой войны, их связало взаимное признание поэта Малларме, чьи теории о представлении были близки им. Несмотря на то, что Бродхарс начинал свою жизнь как поэт, он обратился к изобразительному искусству в 1964, создав свою первую работу, залив гипсом нераспроданные копии своего поэтического сборника Pense-Bête. Он перенёс игру Магритта на другой уровень, инкрустируя свой Music Lectern раковинами мидий, используя разницу в значении французского слова moule в зависимости от рода, чтобы подвергнуть сомнению определение искусства и рынка искусства.

Бродхарс нашёл сильный источник вдохновения в «Вероломстве образов», которое считается отправной точкой современного искусства, и поэтому трубки часто используются в его работах. Возможно, именно интерес Бродхарса стал причиной того, что Магритт перерисовал картину в нескольких вариантах, создавая дымящиеся трубки и каждая демонстративно заявляла «это все ещё не трубка». Но если мы надеемся лучше понять суть при помощи поздних версий, то вскоре станет ясно, что мы также можем попытаться взять трубку с холста и закурить её. Она по прежнему остаётся для нас загадкой.

ИСТОЧНИК

31
958.822 GOLOS
На Golos с September 2017
Комментарии (6)
Сортировать по:
Сначала старые