Анекдотичные приключения маркизы Анжелики
По устоявшейся традиции российское телевидение в длинные майские и новогодние праздники обычно запускает в эфир обойму самых популярных исторических костюмированных кинолент, включая прежде всего "Унесенные ветром", "Скарлетт", ну и конечно же горячо любимую многими Анжелику. И тут покопавшись в исторических справках и отзывах прессы и критики прежних лет, я обнаружил ряд интересных фактов, которыми хочу поделиться.
Прежде всего меня заинтересовал сам факт появления загадочного персонажа, красотки Анжелики, героини 7ми романов супругов-французов Анны и Сержа Голон. Но прежде об авторах Голон, настоящее имя Сержа - Всеволод Сергеевич Голубинов, родился в 1903г. в Бухаре и вырос в семье русского консула в Иране Сергея Голубинова. Всеволод эмигрировал в 20-х годах во Францию, где он стал геохимиком, писателем и художником, женился на Симоне Шанжё, известной впоследствии под псевдонимом Анн Голон. Всего супруги написали 13 романов об Анжелике и её приключениях, но экранизированы были только первые 7.
Но самое интересное, что в основе этих романов не было никакой исторической базы, а лишь анекдоты, забавные истории и мизансцены из театральных мелодрам того времени. Итак, речь идет о чистом историческом плагиате в замесе с романтическими фантазиями самих авторов, это горячая смесь приключений, интриг, встреч, расставаний и похищений без какого либо исторического правдоподобия. Анжелика по замыслу её авторов - зеленоглазая красавица-аристократка, вымышленный образ авантюристки XVII века. Чисто с литературной точки зрения её образ восходит к творчеству А.Дюма, посвятившего всё своё творчество историческим лубкам, дешевым и довольно примитивным по содержанию литературным произведениям.
Супруги Голон невольно или сознательно поддержали этот лубочный подход старины А.Дюма. Экранизацию 7 романов супругов Голон осуществил в 1964-68гг. известный французский режиссер Бернар Бордери, который ранее снял весьма удачную и на мой взгляд лучшую киноверсию романа А.Дюма "Три мушкетера", и считавшийся истинным мастером костюмных приключенческих фильмов. Из под его руки за 5 лет вышли 5 фильмов про Анжелику и на фильме "Анжелика и султан" этот сериал закончился.
Но тут совсем не без интересно вспомнить о кинематографической предшественнице Анжелики, речь идет о популярнейшем фильме 1952г., неувядаемом и вечно-зеленом "Фанфане-Тюльпане" режиссера Кристиана Жака с красавцем Жераром Филипом и кареглазой красавицей-итальянкой Джиной Лолобриджидой. Так уж получилось, что и критики и зрители неизбежно начали сравнивать героинь, красотку-брюнетку Джину со светлоглазой блондинкой Мишель Мерсье, и это сравнение было явно не в пользу француженки. Джина была гораздо одареннее и профессиональнее Мишель. Анжелика кроме того, как мелодрама явно проигрывала в легкости зрительского восприятия Фанфана с его классной иронией и открытой пародией.
Режиссер Анжелики Бордери, создав серьезную ленту об Анжелике в духе произведений А.Дюма, неизбежно перегрузил её вторичными деталями, его ленты стали сложнее, объемнее, трогательнее, а в результате приключения Анжелики превратились в бесконечно затянутую мело-тягомотину, становится просто жаль очаровашку-героиню Мишель под грузом навалившихся на неё приключений и страстей. И как исполнительнице М.Мерсье с её весьма ограниченными актерскими возможностями становится трудно вести фильм в качестве главной героини-стержня, режиссер тут же снижает уровень требований к ней и понижает при этом исполнительский уровень фильма в целом.
Партнерами Анжелики-Мишель по фильмам были лучшие актеры того времени: Ж.Рошфор, С.Фрей, Ж-К.Паскаль, Д.Джемма, Ж-Л.Трентиньян, но особое место среди них занимает Робер Оссейн в роли её калеки-мужа и ученого-алхимика Жоффре де Пейрака. По мнению автора романа Анн Голон, именно её муж Серж, который был ученым-геохимиком, стал прототипом Жоффре де Пейрака. И приглашение именно Р.Оссейна стало большой режиссерской удачей, именно он в этом мужественном образе и спас сам фильм, утопавший в интригах французского лубка. В ситуации, когда красавчик Жерар Филип после блистательного Фанфана уже умер, Жан Маре был через чур востребован в массе других исторических лент, а А.Делон почему то не пожелал связываться с такой лирической лентой, именно выбор Р.Оссейна заставил режиссера отказаться от традиций.
Его герой защищает свою любовь не буйной головой и острой шпагой, а страстью и умом ученого, лишенного желания пустого прожигания жизни при трусливом и вероломно-алчном короле Людовике. И именно Оссейну, как очень талантливому актеру удается придать этому сериалу особое понимание зрителей, щемящую их душу нотками грусти постоянной разлуки с любимой супругой и детьми, и в этом пожалуй наивысшая ценность всего сериала. Многие современные зрители наверняка воспринимают кинематографические приключения Анжелики с улыбкой как весьма старомодное явление, этот сериал не может претендовать ни на лидерство, ни на историческую ценность, как и другие ленты этого жанра к примеру "Три мушкетера" или "Граф Монте Кристо".
Этот сериал лишь плод фантазии 2х авторов, воплощенной на экране добротным французским режиссером Бордери в традициях французского приключенческого кино. Кино, которое снималось на самой заре его развития, которое снимается и сейчас, но уже в других рамках, и будет сниматься ещё и впредь. Кому то из нас нравятся проблемные ленты с надуманными их создателями запредельными переживаниями, а другим на экране подавай только юмор, отдых и легкие развлечения. Такова широта взглядов кинозрителей и стремление отключаться от наших повседневных забот по-разному, и с этим приходится считаться создателям кинопродукции. Я лично обожаю приключенческое кино и с большим удовольствием буду наслаждаться вновь очередным просмотром красавицы маркизы Анжелики
Источник фото: https://yandex.ua/images
Основа этого поста была опубликована в моей ленте по адресу: http://флап.рф/41204/reviews