Что не так с выставкой Бэнкси в ЦДХ

По миру ездит много выставок работ Бэнкси по франшизе Стива Лазаридиса, его бывшего агента. Эту франшизу может купить любой человек. Но если вы зайдете на страницу Бэнкси в интернете, там написано, что Лазаридис не представляет его интересы (равно как и ни одна другая галерея. — Прим. ред). Понятно, что работы художника находятся в разных галереях и коллекциях. Нет ничего плохого в том, чтобы представлять собрание из этих коллекций. Но то, что проводится персональная выставка живого художника, а он никакого отношения к этому не имеет — вот это странно.

Проблема в том, как это подается. Выставка же четко позиционируется как персональная, а не собрание работ одного художника из разных коллекций. На баннере висит огромная надпись Banksy. Обывателю сложно отличить эту выставку от настоящей персональной выставки. К тому же все это сопровождается массированной рекламой спонсора, который ассоциирует себя с Бэнкси. Художнику за такое использование его имени каким-то брендом должны выплачиваться отчисления.

Но то, что проводится персональная выставка живого художника, а он никакого отношения к этому не имеет — вот это странно

Покрас Лампас
художник
Самое важное — три вопроса, на которые до сих пор не было публичного ответа от организаторов и ЦДХ:
На официальном сайте выставки написано: «2 июня 2018 года в Москве в Центральном Доме художника открылась персональная выставка Бэнкси (Banksy)», а не «выставка коллекции работ Бэнкси». Почему?

Как появилась «коллаборация» с МТС (огромный баннер BANKSY X MTC)? Если это было официально согласовано, почему художник заявляет, что не имеет к этому никакого отношения?

Насколько корректно использовать огромный логотип художника на 70-ти метровом баннере в самом центре Москвы, если это неофициальная выставка из работ, собранных из музейных и частных коллекций?

Ситуация с неофициальными выставками распространена по всему миру. В случае с Бэнкси это серия выставок «The Art of Banksy», но в визуальной айдентике не используется его логотип/подпись, которую он оставляет под работами, там просто стороннее написание названия и имени художника. Такие афиши не вводят в заблуждение зрителя и более уместны для неофициальных выставок. Сами работы верифицируются сертификатами аутентичности, подписью художника и продавцом — часто это известные аукционные дома, коллекционеры, или команда/представитель художника.

Что говорят организаторы

Александр Начкебия

организатор и продюсер выставки «Бэнкси: гений или вандал? Решаешь ты!»

Идея сделать выставку Бэнкси пришла мне после того, как я посмотрел аналогичные в Амстердаме и Антверпене. Сам я интересуюсь современным искусством с начала 2000-х. Вряд ли можно назвать меня серьезным коллекционером — я просто покупаю то, что находит у меня в душе отклик, если это не стоит миллионы долларов, вплоть до работ уличных художников на развалах. Очень люблю «Митьков», у меня неплохая коллекция работ современных грузинских художников… Консультанты по искусству — это для профессионалов, не для таких коллекционеров, как я. Тут я соглашусь с Бэнкси, который часто говорит, что музейные кураторы, галеристы и агенты управляют нашими вкусами. А я против того, чтобы моим вкусом кто-то управлял, и покупаю то, что мне нравится.

Немного работ Бэнкси у меня в коллекции есть. Покупал их через галереи — когда я стал интересоваться его творчеством, у меня появилось много знакомых в этой среде. Конечно, сейчас цены на его работы взлетели до каких-то немыслимых высот: оценочная стоимость коллекции, которая выставляется сейчас в Москве, а потом поедет в Петербург, составляет около 12 млн фунтов. А после Петербурга мы дополним коллекцию и повезем экспозицию в Мексику, она будет стоить уже 20 млн фунтов. К сожалению, не все коллекционеры согласились передать свои работы для выставок в России из-за политической обстановки, когда каждую неделю вводились новые санкции, высылают дипломатов, постоянные обострения. Теперь, правда, они жалеют об этом. Это коллекционеры из разных стран: США, Голландия, Италия, Испания, Дания и Россия. Работ из моей коллекции на выставке нет, это был бы конфликт интересов. Стив [Лазаридис] не имеет отношения к нашей выставке — его коллекция находится в Торонто и в Берлине, мы сами сделали свою коллекцию.

Организацией выставки занималась моя компания [IQ Art Management Corporation]. Я отвечал непосредственно за формирование коллекции, подписание контрактов, уговаривал коллекционеров — многие боялись, что их работы не вернутся обратно. Мы также договорились о партнерстве с компанией «Люмьер Холл», они произвели мультимедийный контент для выставки. Бюджет выставки превышает 1,5 миллиона долларов: аренда коллекции стоит около миллиона, страховка экспозиции в Москве — 114 тысяч фунтов, прибавьте сюда расходы на перевозку работ в Москву, аренду, которая в Москве не самая дешевая, рекламу. До нас выставку работ Бэнкси трижды пытались привезти в Москву, и всякий раз это упиралось в огромные затраты. Конечно, партнерские деньги — часть бюджета, как и всегда.

Компания МТС очень быстро отреагировала на наше предложение стать генеральным партнером нашей выставки. Во многом благодаря нашему сотрудничеству с МТС нам удалось составить такую большую и разнообразную коллекцию и при этом сохранить невысокую стоимость билетов на выставку. Она сейчас ниже, чем на любую другую выставку Бэнкси, проходящую в мире. В Торонто, например, билет стоит 39 канадских долларов, в Берлине — 14 евро, в Амстердаме — от 12 евро, и так далее. Компания МТС приняла очень быстрое решение о поддержке нашей выставки, и мне кажется, они довольны нашим сотрудничеством. Нас также поддержала Лаборатория Касперского, для которой мы произвели и интегрировали в экспозицию мультимедийный контент, который пользуется большой популярностью.

Конечно, для меня это коммерческий проект, который должен окупиться. Я доволен тем, как проходит московская выставка, по-моему, это удачный проект и с точки зрения посещаемости, которая приближается к 300 000 человек, и с точки зрения общественного резонанса. По поводу того, что лично Бэнкси был не в курсе выставки его работ — это же работы из частных коллекций. Бэнкси при продаже своих работ передает владельцам объем прав, который включает право передачи работ в выставочные или музейные коллекции. Он сознательно выбрал такой путь. Кстати, когда сам он устраивал выставку своих работ в парке развлечений Dismaland, входные билеты туда стоили 3 фунта — это к вопросу о том, что он в своем посте [в инстаграме] выступает против платы за просмотр его работ.

Тэг Бэнкси не защищен правами. Это не логотип

Интерес к творчеству Бэнкси во многих странах огромен, люди хотят видеть его работы. В такой ситуации он может либо сам организовывать показы по всему миру, либо мириться с тем, что это делают владельцы его работ. Это его выбор.

Вопрос отчислений — это вопрос владельцев произведений искусства, которые получают от нас средства за аренду экспонатов. Что касается определения персональной выставки — возможно, это сложности перевода. Наша выставка персональная в том смысле, что на ней представлен только один художник, только работы Бэнкси.

Алексей Меркутов

пресс-секретарь МТС

Мы рады, что данная выставка впервые в России была организована при поддержке МТС и огромное количество любителей современного искусства и стрит-арта смогли воочию увидеть уникальные экспонаты и работы художника. А по поводу того, что выставка не была согласовала с художником, лучше поговорить с непосредственными организаторами. Баннер [с логотипами Бэнкси и МТС ]— не наша зона ответственности.

афишамосква
25%
0
5
0.040 GOLOS
0
В избранное
Куда пойти в Москве
На Golos с 2018 M08
5
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (0)
Сортировать по:
Сначала старые