Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
amarizento
6 лет назад

Академия. Курс по композиции в фотографии, 1 неделя

Principles of Photo Composition and Digital Image Post-Production (Принципы фотокомпозиции и обработки цифровых изображений) 

Университет штата Мичиган

©CC0

Первая неделя курса посвящена элементам композиции. Во введении лектор Питер Гленденнинг призывает создавать, выстраивать фотографию, а не просто щелкать затвором. По-английски - making not taking, делай, мол, снимок, а не бери, но у нас выражение и так "сделать фото", так что, надеюсь, я адекватно передала смысл.

Каждая фотография состоит из каких-то визуальных элементов, и некоторые из них имеют огромное значение и визуальный вес. Композиция и заключается в способах организации этих элементов на фото. С учетом принципов композиции можно выстроить снимок, творчески создать его, вложить некий смысл для зрителя, что-то сообщить ему.

Итак, основные элементы композиции:

Я решила проиллюстрировать материал подходящими фотографиями с лицензией CC0.

1) Форма. Я выделила форму, как один элемент, но лектор рассматривает ее как контур или очертание объекта, это раз, а два - как трехмерное представление объекта в пространстве. Двумерное изображение  предмета - это его ширина, высота, внешний линейный контур. Огромное значение имеет рисунок света для создания темных силуэтов, например. И чем больше разница между количеством света, падающего на объект спереди, и количеством света на фоне за объектом, тем легче создать такие силуэты.

© СC0

Некоторые объекты имеют характерные формы. Питер приводит в пример фотографию астронавта на Луне, где нет, конечно, никакого ветра, однако, флаг "развевается на ветру". На самом деле, в ткани была жесткая армированная сетка, поэтому у флага прекрасная форма, он не висит тряпочкой, и это пример отличного визуального элемента композиции.

Трехмерная форма, объем создаются светом и тенью, градация света от области подсветки до более темных областей является очень важным показателем трехмерного эффекта. Также трехмерность можно передать, воспользовавшись искажением, на этом снимке нос собаки слишком большой, снят очень близко песик:

© CC0

2) Текстура. Акцент на  текстуре может сделать вещи более реальными для зрителя, особенно те повседневные вещи, которые являются частью жизни большинства людей. Текстура выпечки выглядит очень аппетитной, как и рассыпанная сахарная пудра!

© CC0

Эту же фотографию можно использовать и для иллюстрации контрастных текстур - поверхность выпечки выглядит нежной на грубоватой каменной или бетонной текстуре.

Конечно, как и всегда в фотографии, для передачи текстуры предметов важны свет и тень, очень хорош мягкий свет, не создающий бликов.

3) Тон. Тонировка фотографии несет в себе послание зрителю. Если тональность фотографии светлая и воздушная, это может сделать снимок более мечтательным, загодочным и вызывающим воспоминания, а темнота вызвать мрачные мысли, например. Или совсем наоборот.

©CO0

Как и в случаях с другими визуальными элементами, фотограф должен хорошо подумать, какую он будет использовать тональность и с какой целью. Одним из творческих подходов является поиск возможности использовать тон, не соответствующий норме. Фотограф, конечно, может сознательно поменять экспозицию прямо на камере и сделать снимок светлее или темнее. Гленденнинг показал на своей камере, где искать настройку экспозиции (это описано в любой инструкции к фотоаппарату), а также наглядно объяснил, что иногда камера может ошибаться с экспозамером, поэтому можно и нужно использовать ручную настройку, в случае, когда хочется как раз-таки нормальное изображение, и в случае сознательного переэкспонирования или недоэкспонирования кадра.

4) Линии. Линии на фотографиях могут быть как видимыми, так и воображаемыми. Поиск линий - хорошая задача для фотографа, потому что это очень крутой визуальный элемент. Вертикальные линии могут придавать сцене основательность, не пускать взгляд зрителя за крайние линии или заставлять его двигаться вдоль линий. Горизонтальные линии тоже задают сильное движение взгляда слева направо, например, естественное для тех, кто читает слева направо. Любые линии можно использовать для того, чтобы разделить пространство. S-кривые - чтобы дать зрителю чувство и организации оббъектов на снимке, и некоей грации. Диагональные линии могут создавать динамическое чувство движения, взгляд зрителя перемещается из одного угла в другой. Радиальные  линии тоже привлекательны для зрителя.

©CC0

5) Паттерн (узор). Паттерн - это повторение похожих предметов, элементов на снимке. Лектор добавляет к этому, что паттерн не должен быть простой группировкой этих элементов, а создавать движение.

©CC0

6) Цвет. Цветовое колесо, предложенное впервые Исааком Ньютоном в 1666 году, активно используется до сих пор. Питер Гленденнинг предлагает рассматривать цвет, как отправную точку для создания изображений. Можно намеренно искать сцены, в которых есть всего лишь два или три оттенка, можно искать контрастные цвета, пробовать монохром и даже один цвет. Имея лишь поверхностное знание цветового колеса, надо учиться распознавать точные цвета и связи между цветами.

Лектор советует начать с поиска цветов, близких друг к другу в колесе, но рассмотреть и полностью противоположный подход, когда фотограф ищет цвета, расположенные далеко друг от друга.

©CC0

Что же дает композиция нашим снимкам:

А главное - что зритель просто не может отвести взгляд от фотографии с интересными композиционными решениями!

В целом - очень хороший материал, все по делу! Я, как фотограф, считаю необходимым учиться и учиться, а композиция - неисчерпаемая тема. Понравилось, что Питер Гленденнинг иллюстрирует лекцию своими фотографиями, не относящимися к высокому искусству, а сделанными им во время путешествий и на разных уровнях его становления, как фотографа. Очень хороший подход - "ты сможешь тоже!" В этих фотографиях действительно есть все эти элементы композиции, которые делают простой кадр интересным и необычным для зрителя.

 Конспект подготовлен для Академии Голоса @academy. 

0
3.207 GOLOS
На Golos с June 2017
Комментарии (5)
Сортировать по:
Сначала старые