Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
ezolotuhin
7 лет назад

Академия Голоса. История и теория медиа. Конспект №7


Добрый день, уважаемая Академия и любознательные пользователи голоса. Продолжаю публиковать курс «История и теория медиа» от Высшей школы экономики. О роли книгопечатания в самом большом церковном расколе разговор зашел в прошлом конспекте, сегодня коснусь этой темы подробнее


Реформация. Большой церковный раскол

Ереси, то есть какие-то отступления от канонических учений, возникали давно. Но первым, кто использовал ресурсы массового книгопечатания, что повлекло за собой, пожалуй, самый большой церковный раскол в истории, стало движении Реформации. 

Профессор теологии Виттенбергского университета Мартин Лютер предложил обсудить 95 тезисов, все они касались критики существующей церкви и ставили ее авторитет под сомнение. Лютер также ставил под сомнение эксклюзивные права на прощение грехов папы римского.

Ранее подобные обсуждения никогда не выходили дальше небольших университетских или монастырских кругов, Мартин Лютер же изложил все свои мысли в напечатанном виде и предложил обсуждать не узким кругом, а всей общественности. Причем важно отметить, что Лютер не просто напечатал свою критику, он всячески ее распространял, передавал в разные города, что в итоге все таки повлекло его отлучение от католической церкви и масштабный раскол, в результате случилось отделение протестантизма от католической веры.


Естественно церковь пыталась бороться с происходящим. Основными средствами были Имприматур и индекс.

Имприматур представлял собой клеймо, которое давало разрешение на печать конкретной литературы. Получить его могли профессора теологических университетов или духовные служители.

Индекс представлял собой список запрещенной литературы. В такие списки попадаю любые переводы библии, печатать ее можно было исключительно на латыни, на языке оригинала. Таким образом церковь пытаюсь бороться с самообразованием, которым могли заниматься люди на основе первоисточника


Фактически эти методы были предварительной цензурой, то есть невозможно было что-то напечатать без разрешения на печать. Но такое поведение церкви лишь усугубило положение. Запрещенные книги становились настоящей рекламой, на дверях книжных магазинов висели объявление буквально следующего содержания: «Покупайте эту книгу, она запрещена католиками». 


Протестантизм и цензура

На волне всех происходящих событий и изменений в обществе на протестантских землях происходит бум книгопечатания, все хотят прочитать запрещенные книги. Но стоит отметить, что существовала цензура и в протестантских городах, сам Мартин Лютер выдавал свои предписания на основании которых врагов протестантизма преследовали и изгоняли, запрещали католическую литературу.

Правившие на примкнувших к протестантизму территориях князья использовали возможность и пытались максимально дистанцироваться от католического, а следовательно и от всего церковного контроля. Делали они это для того, чтобы править уже в своих городах и землях единолично. Ведь у протестантизма нет какого-то единого центра, нет своего папы, нет большого централизованного контроля. Все это позволяло осуществлять настоящее светское правление. 

Светская цензура

Со светским правлением начала появляться и светская цензура. Впервые это случилось в 1558 году, за печать или распространение католических материалов без разрешения проповедника или городского совета, можно было получить штраф размером в 100 гульденов.

Хотя надо отметить, что при церковной цензуре наказания были гораздо более жестокими, в Англии, например, за распространение нежелательной литературы можно было получить наказание вплоть до казни.

Если обобщить всю информацию, то можно сказать, что до появления протестантизма цензура находилась в руках католической церкви, а после она никуда не делать, а просто перешла в руки политиков и городских князей. Европа разделилась на две части, в одной запрещались произведения католические, в другой протестантские.


Мнение: Церковная цензура сменилась цензурой светской. Хорошо это или плохо сказать определенно нельзя, но наблюдать за происходящими изменениями в обществе увлекательно и интересно


Спасибо за внимание!


Конспект подготовлен для Академии Голоса @academy

0
11.261 GOLOS
На Golos с July 2017
Комментарии (2)
Сортировать по:
Сначала старые