Академия. Мой друг – робот. Социокультурные аспекты социальной робототехники. Неделя 3.


Итак, курс "Мой друг - робот. Социокультурные аспекты социальной робототехники" продолжается. Спасибо проекту Академия и @ontofractal лично за возможность не только повысить уровень своего образования, но и ещё немного на этом подзаработать )) 

Сегодня мне предстоит понять, как же должен выглядеть социальный робот, чтобы быть привлекательным для большинства потенциальных потребителей. 


ТИПЫ ИНТЕРФЕЙСОВ СОЦИАЛЬНЫХ РОБОТОВ 

Создатель слова «робототехника» - Айзек Азимов – считал, что робот должен выглядеть как человек, чтобы лучше вписываться в этот мир. Большинство специалистов предлагают следующую классификацию дизайна внешнего вида роботов:



1) Природный дизайн – повторяет внешние формы живых существ (животных, людей, растений и т.п.). Ведь таким образом роботы практически становятся неотличимы от обитателей нашей планеты, и человек легче идёт на контакт с такими искусственными существами. 

2) Функциональный дизайн – социальность выражается не во внешнем, а в его действиях: поведении, голосе и т.д. 

Первая группа, которая на данный момент лидирует по численности своих представителей, в свою очередь делится на зооморфных и антропоморфных роботов. Те, которые похожи на животных, выполняют функции игрушек, домашних питомцев с терапевтической окраской. Их целевая аудитория - дети. Сторонники человекоподобных изделий считают, что поскольку им предстоит сотрудничать с людьми, то структурно и функционально они не должны сильно отличаться от своих прототипов. А если ещё роботу предстоит чему-то учиться у человека, то, как он сможет это делать, не обладая аналогами человеческих органов? И где в этом случае граница между похожестью?  

Гуманоидный интерфейс – роботы полностью не копируют людей, детально «прорисовываются» отдельные элементы, как правило, голова и руки, поскольку именно они играют ведущую роль при коммуникации. 



Андроидный интерфейс – робот является внешней копией человека, которая умеет даже имитировать дыхание. Японский профессор Хироси Исигуро, например, создал копии самого себя и своей дочери. 



Хотя, по большому счёту, для нас всё равно, как выглядит робот – мы будем с ним разговаривать, как делаем это в общении с телевизором или зависшим компьютером. 

В 1970 году японский учёный-робототехник описал любопытное явление. Чем больше некий объект похож на человека, тем сильнее он нам нравится. Но на определённом этапе вдруг у человека возникает страх. Да, ЭТО очень похоже на человека, но что-то здесь не так. Поэтому мы так боимся всяких зомби, вампиров, манекенов или просто протезов. Этот эффект автор назвал «эффектом зловещей долины». 



Отчего возникает этот эффект? Андроиды вызывают у нас страх смерти, страх быть неполноценным, страх потерять контроль над собой. Даже самы й качественный робот всё равно двигается неестественно, а если мы ещё увидим, как ему заменяют какую-нибудь деталюшку, то доверие к этой железяки пропадёт окончательно. Поэтому робот всё-таки должен явно отличаться от человека – «это не человек, так что с него взять?» 


ЭСТЕТИКА, КРАСОТА И СОЦИАЛЬНЫЕ РОБОТЫ 

Если спросить у людей на улице, каким должен быть социальный робот, то большинство из них уверенно ответят – красивым. А что это значит – «красивым»? Целые науки – эстетика, философия – сотни лет бьются над этим вопросом.  

Платон считал красоту вполне объективным явлением, у неё должна быть соразмерная форма, упорядоченность, пропорция. Но всё это относится только к бестелесными идеям, а реальный мир – лишь их отражение.  

Аристотель основным признаком критерием считал целостность, а Кант - имитирование природы.

В конце прошлого века из нейробиологии, искусства и когнитивной психологии сформировалась новая наука - нейроэстетика, занимающаяся вопросами красоты. Её исследования мозга позволяют сформировать следующие признаки красоты:



Возможно, что эту информацию целесообразно использовать при разработке дизайна интерфейса социальных роботов. 

Учёные проводят целые социологические опросы, пытаясь выяснить, что привлекает людей во внешнем виде искусственных существ. В результате можно составить примерный портрет такого идеального "красавчика": широкая голова с большими широко расставленными, детально прорисованными глазами, а технические подробности устройства должны быть скрыты под "кожей".

У людей разного возраста - различные предпочтения в интерфейсе: пожилые люди предпочитают, чтобы лицо робота максимально имитировало лицо человека, а молодёжь выбирает абсолютно противоположный внешний вид. Но и те, и другие негативно воспринимают промежуточный результат - полуробот-получеловек. 

Кроме того в подобных исследованиях учитывается гендерная принадлежность респондентов, культурная принадлежность, функциональное предназначение роботов и т .д. Короче, разработчики всеми силами пытаются преодолеть "эффект зловещей долины". Получится ли это у них - покажет время.


ЧТО ДЛЯ МЕНЯ БЫЛО НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНЫМ ИЗ ЭТОЙ НЕДЕЛИ КУРСА 

Никогда бы не подумал, что робототехники так загоняются по поводу внешнего вида своих детищ ))) Понятное дело, что выпускаемый продукт должен хорошо продаваться, но становится как-то немного не по себе от полученной информации. Особенно заинтересовал "эффект зловещей долины". Возможно, что я сделаю отдельный пост об этом феномене.


Понравился пост - подписывайся!

академияобразованиенаукатворчестворобототехника
37
0.676 GOLOS
0
В избранное
filinpaul
"Fais se que dois, - adviegne que peut; C'est commande au chevalier"
37
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (1)
Сортировать по:
Сначала старые