Академия. Техника фотографии. Неделя 2. Свет и цвет. Естественное освещение

Вторая неделя курса посвящена изучению свойств света и цвета с точки зрения фотографии. Также рассмотрено естественное освещение применительно к съемке портретов, пейзажей и натюрмортов.

Свет

Свет представляет собой электромагнитное излучение, воспринимаемое человеческим глазом.
Весь свет исходит от источников, естественных или искусственных - солнца, свечи, звезд, огней автомобилей, ламп и т. д.
Свет перемещается от своего источника, пока не попадает на поверхность, от которой отражается, поглощается и рассеивается.

Важнейшие характеристики света для фотографии — это направление, качество, цвет и интенсивность света.

Также есть ряд важных для фотографа вопросов, связанных с физическими характеристиками света:

  1. Под каким углом свет отражается от предметов или стен?
    Угол отражения света равен углу падения.

  2. Какова интенсивность света?
    Чем ближе источник света к объекту, тем интенсивнее свет. Если источник света и объект постепенно удалять друг от друга, то, по мере увеличения расстояния, свет будет становиться более мягким и рассеянным, менее интенсивным.

  3. Как соотносятся размер объекта и размер источника света?
    Чем больше размер источника света по сравнению с объектом, тем мягче свет.

  4. Как отражается свет с поверхностей?
    Отражение бывает зеркальное — от гладкой поверхности, а также диффузное — от текстурированной поверхности.

  5. Как цветовые свойства поверхности влияют на свет?
    Чем светлее (белее) поверхность, тем большее количество света будет отражено. Чем темнее (чернее) поверхность, тем большее количество света будет поглощено, то есть превращено в тепло.

Цвет

Цвет — это ощущение, воспринимаемое мозгом, когда свет определенной яркости и конкретной длины волны попадает на сетчатку глаза.
Научно-технический энциклопедический словарь

Цвет является результатом отражения света определенной длины волны от поверхности.
Белый цвет — результат максимального отражения света. Черный цвет — результат максимального поглощения света.

Свет имеет цвет (спектр температур) в зависимости от его источника. Человеческому глазу цветовая температура света не всегда видна, но камеры обязательно реагируют на нее.

Температуры постепенно переходят от одного конца цветового спектра к другому.
Теплые (красные) температуры света начинаются с огня, свечей. Затем следуют восходы и закаты, лампы накаливания. Более холодными (синими) температуры становятся со студийным освещением, лунным светом, прямым солнечным светом, еще холоднее свет от ЖК-экранов.

Важно помнить также, что есть рассеянный отраженный свет, и он обязательно будет подхвачен камерой. Когда объект находится рядом с большой зеленой стеной, благодаря отражению света объект тоже позеленеет. Также как и человек, сидящий на зеленой траве. Предмет в ярко-красной комнате примет красный оттенок. Объект возле черной стены не будет иметь никакого отражения света со стороны стены.

Портреты с естественным освещением

В отличие от студии, где есть возможность контролировать большинство источников света, съемка в естественных условиях осложнена нерегулируемым светом.

Естественный свет для съемки портретов можно отрегулировать следующим образом:

  1. Время съемки. Снимать можно в любое время суток, но освещение будет различно. Выбирать время съемки нужно в соответствии с желаемым эффектом.
    Золотые часы - час до захода солнца и час после восхода солнца. Синие часы - когда солнце только что зашло за горизонт, или вот-вот выйдет. Интересные фотографии можно получить во время тумана и дождя.

  2. Место съемки. Расположение объекта относительно источника света, в случае с портретами, легко изменить. Чем ближе к источнику света, тем свет будет ярче и жестче. Если съемка происходит на улице, то модель всегда можно поместить в тень, но направление солнечного света все равно необходимо учитывать.
    Если съемка происходит в помещении, то модель перемещают относительно окна. Можно даже фотографировать снаружи, через стекло, но это может привести к осложнениям со стеклом и бликами.

  3. Использование вспышки. Вспышка при естественной освещении используется не для получения правильной экспозиции, а для минимизации теней в кадре.
    Предпочтительно использование внешней поворотной вспышки, а не встроенной. Внешнюю вспышку направляют в потолок или стену для получения отраженного мягкого света. Вне помещений с той же целью можно использовать портативные отражатели.

Съемка пейзажа при естественном освещении

  1. Время съемки. Здесь применимы те же принципы, что и при съемке портретов.

  2. Место съемки. Шансов переместить объект практически нет, но можно менять местоположение фотографа. Это может быть сложно и непрактично, например, придется объехать озеро для съемки с другой стороны или подняться на высокий холм для съемки с другой точки. Иногда это будет стоить затраченных усилий, а иногда нет :-)

  3. Передний план. При выборе освещения во время съемки ландшафтных, городских и интерьерных пейзажей важно не забывать про многоплановость. Свет и тени должны быть подобраны и для переднего, и для заднего плана, даже если один из них играет имеет второстепенное значение. Конфликт между точкой фокусировки и вторым планом может испортить снимок.

  4. Подготовка. Для новичка будет полезно создать «каталог» мест, которые можно снимать в округе. Стоит пробовать снимать одни и те же объекты — ландшафты или городские пейзажи, с разным освещением — в разное время суток, с разных точек съемки. Также полезно пробовать снимать различные текстуры в городских пейзажах при разном освещении — бетон, стекло, гладкие белые стены и т д.

Съемка натюрморта при естественном освещении

Натюрморты реже всего снимают при естественном освещении. Организовать дополнительное освещение для съемки натюрморта проще всего — несколько лед-ламп, внешняя вспышка и т д.

Съемка натюрмортов при естественном освещении основана на тех же принципах, что и съемка портретов. Это даже немного проще, поскольку почти все объекты можно перемещать в любом направлении, а значит - легче изменить угол падения, качество, интенсивность и цвет света.

Личное мнение

Было очень полезно вспомнить школьный курс физики применительно к фотографии. Ведь чем больше фотограф знает о природе света, тем более осознанно он подходит к выбору освещения для своих кадров. Понравилась идея о «каталоге» мест в округе, которые стоит для тренировки снимать в условиях разной освещенности, и, хотя, район в пешей доступности не радует живописными видами, я попробую это сделать.

Конспект подготовлен для Академии Голоса @academy
Все фото взяты из курса. Автор - Mark Sallivan

академияобразованиефотография
21
-0.110 GOLOS
0
В избранное
galerina
Фотография. Путешествия. Жизнь
21
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (2)
Сортировать по:
Сначала старые