Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
galerina
6 лет назад

Академия. Техника фотографии. Неделя 3. Основные принципы работы со светом. Вспышка

Изучение специализации «Фотография» практически завершено. Осталось совсем немного — всего две недели лекций и дипломный проект. Как я уже писала, конспекты лекций отлично помогают мне в обучении, а также служат прекрасными подсказками в дальнейшей практике. Поэтому, несмотря на закрытие Академии голоса (хочется верить, что это временные трудности), я выложу оставшиеся два конспекта.

Третья неделя курса посвящена работе с контролируемым светом, рассматриваются общие принципы работы со светом (в том числе естественным), а также подробно рассматривается работа со вспышкой - виды вспышек, их характеристики и различные аксессуары к ним.

Основные принципы работы со светом

«Нормальный» свет — это условное определение, которое предполагает, что для зрителя на фотографии свет просто не заметен, то есть он не обращает внимания на свет.

Если задумка фотографа в том, чтобы зритель обратил внимание на определенную освещенность, значит свет в кадре должен быть необычный, не «нормальный» .

При этом, «нормальный» свет не равно естественный, хотя он кажется зрителю естественным.

Например, на этой фотографии использована вспышка для придания естественности освещению. Таким образом, сцена, наполненная «нормальным» светом - это та, в которой этот свет будет привлекать наименьшее внимание к себе.

Расположение источника света является ключевым фактором для «нормальности» света.
Основной свет — это тот, который создает самые яркие блики и самые глубокие тени.
В примерах в качестве основного света используется естественный солнечный свет, поскольку это наиболее привычный свет для человека, а принципы действительны для любого света.

Если основной свет находится под тем же углом, что и камера (в данном случае солнце над плечом фотографа), акцент делается на форме объекта, на его тоне и цвете. Такой свет создает очень мало теней, не дает объема, и его называют плоским. При съемке фотографий на паспорт используют именно такой свет.

Если повернуть игрушку спиной к солнцу, то свет будет контровым. Такое освещение выделяет силуэт объекта и создает драматический эффект. Контровой свет не является «нормальным», поскольку большинство зрителей заметили бы здесь эффект освещения.

Источник света находится над головой игрушки, освещение «нормальное».

Свет направлен с левой стороны, и, хотя половина игрушки затенена, зритель посчитает свет «нормальным». Такой же эффект будет, если свет будет направлен с противоположной стороны.

Когда же свет приходит снизу, хотя это прямой, нормальный солнечный свет, большинство зрителей признает такое освещение не «нормальным».

Закон обратных квадратов

Расстояние от источника света также важно учитывать, особенно при работе с контролируемыми источниками света. Чем дальше находится источник света, тем менее интенсивный будет свет, и наоборот. Это кажется привычным и логичным.

Например, понятно, что если хочется использовать более высокую скорость затвора, то источник света должен быть ближе, при более низкой скорости затвора — можно отодвинуть источник света дальше. Но на сколько дальше или ближе?

Расчет изменения интенсивности согласно закону обратных квадратов поможет сориентироваться при выставлении параметров камеры. Изменение расстояния от источника света рассчитывается с помощью формулы:

x = {1 \over y^2}
где x - изменение интенсивности света, а y - изменение расстояния

Например, если источник света находится на расстоянии метра от объекта, затем отодвигается на 2 метра, то есть расстояние изменяется в два раза, то получаем интенсивность света всего в четверть от первоначальной интенсивности.

x = {1 \over 2^2} = 0,25

Медвежонок на обоих кадрах снят с одними и теми же параметрами, но при съемке второго кадра расстояние было увеличено в два раза, соотвественно света на правой фотографии в 4 раза меньше.

Работа со вспышкой

На данном этапе развития технологий трудно найти камеру или смартфон у которых нет встроенной вспышки. Встроенная вспышка может быть постоянно на виду, а также может быть скрыта в корпусе камеры и появляться только при нажатии на кнопку спуска затвора.
Внешние вспышки не являются постоянной частью камеры, они легко монтируются поверх камеры и так же легко снимаются.

Виды внешних вспышек

На нижней части внешней вспышки есть базовая пластина, на которой установлены металлические точки для соединения с камерой. Место для крепления пластины на теле камеры называется горячий башмак (hot-shoe).

Существует два вида горячего башмака — только с центральным выводом, либо с центральным выводом и с дополнительными контактами.

Центральный контакт отвечает за сигнал спуска затвора от камеры, в то время как дополнительные контакты в ответе за информацию об ISO, скорости затвора и даже фокусного расстояния объектива и расстояния, на котором фокусируется объектив. Таким образом, вспышка будет работать более эффективно в автоматическом режиме или режиме TTL (ETTL).

Горячий башмак с единственным центральным контактом позволяет использовать любую вспышку с любой камерой. Для соединения через горячий башмак с дополнительными контактами могут использоваться только вспышки, подходящие под конкретную марку камеры.

Режимы работы вспышки

В зависимости от уровня камеры, может быть несколько вариантов для режимов вспышки или только один. В простейших камерах и большинстве смартфонов есть только один выбор: вспышка или срабатывает автоматически, или работает непрерывно, или выключена. Интенсивность вспышки регулируется автоматически.

С более сложной камерой становится доступен более сложный режим с названием ETTL (или TTL). В этом режиме камера производит измерение показаний окружающего света и света вспышки. На основе этих измерений камерой регулируется интенсивность вспышки.

Камеры самого высокого уровня позволяют устанавливать ручной режим вспышки, при котором интенсивность света может быть выставлена вручную и может составлять от 1 до 1/64 потенциальной мощности данной вспышки.

Другой вариант режима вспышки - медленная синхронизация (SLOW SYNC), которая чаще всего используется ночью, когда в фоновом режиме есть освещенная сцена.


На фотографии слева профессор Глендиннинг хорошо освещен вспышкой, но задний план не виден. На снимке справа использован режим медленной синхронизации, камера сделала правильную экспозицию для вспышки на переднем плане, и она выбрала достаточно длинную скорость затвора, чтобы получить достаточную экспозицию для деталей фона.

И еще один режим работы вспышки, чаще доступный на внешних вспышках — мульти-режим (повторяющаяся вспышка). В данном режиме вспышка работает как стробоскоп, издавая последовательные всплески света.


Для такого рода фотографий необходимо использовать темный фон, с белым фоном свет рассеивается больше, снимки менее четкие.

Ведущее число вспышки

От ведущего числа вспышки напрямую зависит расстояние, при съемке с которого можно использовать данную вспышку. Чем ниже ведущее число вспышки, тем меньше мощность.

Для правильной экспозиции стоит учитывать ведущее число своей вспышки и подбирать соответствующие параметры диафрагмы для съемки.

{Guide N \over Distance} = F.stop

где Guide N - ведущее число, а Distance - расстояние. Ведущее число вычисляется при ISO100.
Ведущее число может рассчитываться по отношению к расстояниям как в футах, так и в метрах. Профессор предлагает считать расстояние в футах, однако при покупке вспышки в России ведущее число указывается для расстояния в метрах.

Цветовая температура вспышки

Цветовой баланс любого света измеряется в соответствии с температурной шкалой Кельвина. Чем ниже температура, тем краснее цвета; чем выше, тем синее.

Тип светаТемпература (градусы Кельвина)
Свеча1900
Вольфрамовая лампа3200
Солнечный свет5500
Вспышка5500-6000

При съемке важно использовать подходящий режим баланс белого, иначе фотографии будут отдавать синевой.


Баланс белого камеры установлен для лампы накаливания. Справа кадр со вспышкой, слева — без.

Вспышка и фокусный затвор

Как известно из начальных лекций первого курса, фокусный затвор состоит из двух шторок. При нажатии на кнопку спуска затвора, шторки начинают перемещаться одна за другой, открывая сенсор для света. Время, по прошествии которого вторая шторка последует за первой и есть то, что мы называем скоростью затвора или выдержкой.

При более высоких скоростях затвора, например, около 1/500-й секунды, как представлено ниже, сенсор ни одного момента не бывает полностью открыт.

При более низких скоростях затвора, например, около 1/200-й секунды, наступает момент, когда весь сенсор подвергается воздействию света.

Важно, чтобы вспышка срабатывала именно в такой точке, когда сенсор открыт полностью, иначе части изображения не будут подвергаться воздействию вспышки и будут выглядеть очень темными.
На каждой камере есть скорость синхронизации - максимальная скорость затвора, при которой в один из моментов сенсор открыт целиком. Чаще всего, скорость синхронизации составляет около 1/200 секунды, но может быть и немного медленнее или быстрее, в зависимости от модели камеры.
Для съемки со вспышкой можно использовать любую скорость затвора, меньшую чем скорость синхронизации.

Первая и вторая шторки

Практически у каждой вспышки есть параметр выбора - первая или вторая шторка. Если выбрать параметр «первая шторка», то вспышка сработает в первый же возможный момент, когда сенсор полностью открыт.
Соответственно, если выбрать параметр «вторая шторка», то вспышка сработает в последний возможный момент перед закрытием сенсора.


Слева фотография с выбранным параметром «первая шторка», справа - «вторая шторка». Источник света — фонарик в корзине велосипеда

Эта настройка может сыграть роль при фотографировании движущегося объекта на длинной выдержке.

Использование вспышки при дневном свете

Распространенный прием среди фотографов — использовать вспышку как дополнительное освещение при дневном свете. Это делается для того, чтобы заполнить темные области небольшим количеством света, но не перекрыть естественный свет. Важно соблюсти баланс, для того чтобы для зрителя освещение осталось «нормальным».

Использовать вспышку при дневном свете необходимо в ручном режиме, регулируя ее мощность.


Натюрморт здесь освещен рассеянным солнечным светом от окна с правой стороны. Фотография слева сделана без применения вспышки, посередине - вспышка на 1/2 мощности, кадр справа — вспышка уменьшена до 1/16.

Вспышка и эффект красных глаз

Использование встроенной вспышки может спровоцировать появление «красных глаз» на фотографии. В случае с животными — это будут не красные, а желтовато-зеленые стеклянные глаза.

Главная причина такого эффекта - близость вспышки к объективу. Чем ближе они расположены друг к другу, тем больше вероятность появления красных глаз. Свет вспышки отскакивает от зрачка человека и отражается назад к объективу как красный свет.

В некоторых камерах предусмотрена специальная настройка — защита от «красных глаз». С такой настройкой вспышка будет излучать две или три короткие вспышки низкой интенсивности перед тем, как затвор откроется, и сработает последняя «реальная» вспышка. Эти первые низкоинтенсивные всплески предназначены, чтобы уменьшить зрачок человека или животного. Чем меньше зрачок, тем меньше света может отразиться в объектив, таким образом уменьшается вероятность эффекта «красных глаз».

Аксессуары для съемки со вспышкой

Внешние вспышки считаются лучше встроенных, однако просто наличие внешней вспышки не гарантирует отличные результаты.


Данное фото сделано с внешней вспышкой. Плоская картинка, тени — неприятный эффект

При работе с внешней вспышкой важную роль играет возможность вспышки вращаться. Когда вспышка направлена вверх, свет отражается от потолка и мягко освещает модель.


Фотография более приятна для глаз, но присутствует эффект «енота» - глаза человека в тени

Для того чтобы вернуть часть света на лицо модели и избавиться от лишних теней, можно воспользоваться белой пластиковой картой, которая вставляется в слот рядом со вспышкой.


Благодаря отраженной части света, лицо модели полностью освещено

Смягчить свет также могут помочь различные диффузоры — рассеиватели света. Диффузор не только рассеивает свет, но и делает его менее суровым и контрастным.


Наравне с белым пластиком в верхней части вспышки обычно хранится кусочек текстурированного плексигласа, который используется в качестве рассеивателя


Большой диффузор — банка Фонга

Также для получения более качественных снимков можно удалить внешнюю, накамерную вспышку от объектива, воспользовавшись специальными держателями и переходниками.


Speedy Rotating Camera Flash Bracket, производитель — Vello. Такой держатель позволяет снимать и горизонтально, и вертикально

Для съемки со вспышкой через стекло необходима юбка — аксессуар, который уже рассматривался подробно в этой лекции.


Отражение вспышки в стекле не помешает сделать фотографию

В основе конспекта - курс Photography Techniques: Light, Content, and Sharing, неделя 3.
Автор фотографий - Peter Glendinning.

0
0.018 GOLOS
На Golos с May 2017
Комментарии (1)
Сортировать по:
Сначала старые