Академия. Конспект первой недели курса "Философия и наука: введение в философию физических наук"
Целью данного курса является познакомить нас с некоторыми из основных областей и тем, на ключевом стыке философии и естественных наук. Каждую неделю будет происходить знакомство с некоторыми из этих важных вопросов на переднем крае научных исследований. В ходе курса будут рассматриваться вопросы о происхождении и эволюции нашей Вселенной, природа темной энергии и темной материи.
Что такое Наука?
Для понимания этого вопроса можно обратиться к понятию научных запросов которые отличают науку от иных видов запросов. Рассмотрим 2 примера, наука и лженаука, а также наука и не наука.
- Лженаука - можно понимать запросы которые не являются научными, но по виду очень на них похожи. Примером может послужить астрономия и астрология, они изучают звездное небо, делают предсказания и ведут сбор доказательств. Но в отличии от астрономии, астрология не является признанной доказательной наукой и не преподается в школах и университетах.
- Не наука - здесь рассматриваются запросы которые не являются научными, но являются общепризнанными. Примером может послужить литературоведение, оно включает в себя сбор доказательств и дает знания людям, но при этом не является наукой как таковой.
Чтобы лучше разобраться в различиях, можно обратиться к истории, в частности к периоду известному как научная революция, который привел к многим открытиям и изобретениям плодами которых мы пользуемся в настоящее время.
В 1609 году Галилей посмотрел на небо с помощью самодельного телескопа и на основе своих наблюдений стал отстаивать идею гелиоцентризма ( Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот ). В то время католическая церковь придерживалась геоцентризма и считалось что земля является центром вселенной и все вращается вокруг нее, в следствии этого состоялся конфликт между Церковью и Галилеем, который привел к тому, что Галилей оказался на доске подсудимых. Его обвинителем был Кардинал Роберто Беллармин, который имел свое представления о доказательствах в научных вопросах.
Беллармин соглашался что возможно в будущем, с усовершенствованием технологии телескопов, будет достаточно доказательств для того, чтобы изменить устоявшуюся точку зрения. Но все таки считал что доказательства в Библии священно и ему не нужно смотреть в телескоп, чтобы выяснить как устроены небеса, для этого нужно просто прочитать Библию.
Хоть в настоящее время мы и знаем что Галилей был прав, но судить Беллармина не стоит, так как в то время были свои убеждения и то, что технология телескопов была новой, не столь совершенной и распространенной как сейчас и не вызывала доверия, слишком мало было опыта использования и соответственно доказательной базы практически не было.
Не последнее место в научной революции заняла позиция научного реализма. Она заключается в том, что наука пытается дать нам объективные свидетельства о том, как устроен мир. Следовательно научный прогресс состоит из накопления больших объемов доказательств которые приближают нас к пониманию мира вокруг нас.
Со временем появилось понятие индуктивизма. Чтобы понять этот метод возьмем в пример дедуктивное мышление: Если наблюдатель видит много лебедей и все они белого цвета, то он сделает из этого вывод что абсолютно все лебеди белые. В этом есть своя логика, так как альтернативы просто не наблюдается. Но индуктивный подход прямо противоположный, он не исключает вероятности того, что даже если все лебеди белые, то возможно где-то обязательно есть черный. На этом методе какое-то время строились научные заключения, пока против него не выступил философ Карл Поппер.
Поппер утверждал что индуктивизм дает ненаучным утверждениям право жить. Опять же на примере астрологии, делаются индуктивные выводы, что по наблюдениям за созвездиями возможно у водолеев сегодня будет все замечательно, а собственно почему бы и нет? Можно ли такое утверждение считать научным? Наверное все таки нет :)
Таким образом нужен был новый научный метод, который был бы более ограничивающим, чем индуктивизм. Поппер придумал метод фальсификационизма. В соответствии с данным методом можно сделать много наблюдений за лебедями и если все они белые, то сделать предположение что все лебеди по определению белые, затем задача состоит в том, чтобы найти контрпример в виде черного лебедя который фальсифицирует изначальное утверждение. И если черный лебедь найден, то первоначальное утверждение не может считаться научным. Иными словами, чтобы утверждать о научности своей гипотезы, ученые должны приложить все силы на то, чтобы ее опровергнуть.
В случае с астрологией это сделать невозможно ввиду расплывчатых прогнозов.
Пьер Дюгем и Томас Сэмюэл Кун
До того как Карл Поппер разработал свой метод, французский физик и философ Пьер Дюгем пришел к выводу что ученые не проверяют свои гипотезы в отдельности, а только в сочетании с другими гипотезами.
Можно рассмотреть это на примере Ньютона, проверить его закон тяготения сам по себе не получится, только в сочетании с набором других гипотез, например основных 3х законов Ньютона и вспомогательных о количестве планет в Солнечной системе, их массы и влиянии их гравитации друг на друга. Если начнем собирать доказательства и искать подтверждение гипотезы, но получаем отрицательные данные, получается что какая-то гипотеза дала сбой, но какая именно? Является ли отрицательный результат ошибкой в одной из основных гипотезах или вспомогательных?
Эту проблемы называют недодетерминацией теории доказательств, то есть данных полученных экспериментальным путем не хватает для того, чтобы понять, есть ли ошибка во вторичных гипотезах и можно ли ее исправить, или же необходимо менять основные гипотезы.
Томас Кун начинал свою карьеру, как физик и в последствии стал заниматься историей науки. В ходе своих исследований он пришел к выводу, что наука не имеет своего характерного метода доказательств и необходимо пересмотреть понятие прогресса в науке, и как она призвана обеспечивать истинные теории объясняющие то, как устроен наш мир.
В 1962 году Кун выпустил книгу «Структура научных революций», которая изменила образ мышления о науке. До этого философы науки считали, что научный прогресс развивается на основе последовательности научных теорий, которые улучшались от поколения к поколению. Кун считал, что это не соответствует действительности. Если посмотреть на историю науки, то можно увидеть иное представление о развитии науки, она проходит через периоды нормальной науки, кризисов и научных революций. Так же он ввел понятие научной парадигмы - она включает в себя стиль мышления научного сообщества и признание им определенных фундаментальных теорий и методов.
В период нормальной науки, научное сообщество работает по четко установленной линии и вся деятельность идет в решении проблем в рамках этой линии. Не предпринимается никаких попыток опровергнуть научную теорию, которая лежит в основе выбранного курса и не принимаются во внимание проблемы, которые не вписываются в основную теорию.
Период кризисов характеризуется накопление слишком большого количества проблем (аномалий), которые не вписываются в установленную теорию. В этот период начинается поиск новой парадигмы, которая была бы способна решить те аномалии, которые не в состоянии объяснить прошлая парадигма, в научном сообществе возникает раскол между сторонниками новой концепции и старой.
Научная революция совершается если новая парадигма находит все больший отклик в научном сообществе, она становится главенствующей и за основу принимается совокупность новых теорий, гипотез и стандартов.
Курс обещает быть очень интересным, начало по крайней мере дало хорошее представление о том, как развивались, принимались и отрицались различные научные пути развития. Интересно было наблюдать, в историческом плане, как людям было трудно отходить от устоявшихся теорий, и как рушилась эта система, развивалось альтернативное мышление и пути развития прогресса.
Конспект составлен в рамках проекта Академия.
Условия участия и список курсов для изучения можно найти в соответствующем посте
Курс, по которому составлен текст можно найти здесь
P.S: Изображения кликабильны и ведут на источник.