Академия. Курс "Magic in the Middle Ages" - 2 неделя. Магия и Ересь

 Я продолжаю изучать Магию ))) Как звучит! А именно курс Магия в Средние века на Курсере. 

Курс невероятно интересный именно за счёт того, что основан на реальных источниках и событиях, а не на красочных рассказах писателей. И мне очень хочется поделиться обретёнными знаниями наиболее полно, но при этом понимаю, что надо сокращать и выделять главное, а не пересказывать весь курс (ведь желающие смогут сами ознакомиться).
 

Конспект курса   

Церковь против Магии в эпоху раннего средневековья 

Магия исторически подразделилась на природную магию и демоническую. При этом отличить ритуалы природной магии от язычества до сих пор довольно сложно. Они были частью образа жизни людей на заре распространения христианства в Европе. И следовательно христианские последователи порицали и осуждали колдовство, но не зверствовали в это время.   

С появлением теологии как отрасли науки во 2-3вв. нашей эры предполагалось, что доказанные природные силы уже были описаны учеными античности. Поэтому всё, что не доказано и не описано ранее, имеет демоническую природу.

У Татиана во 2 в.н.э. в работе «Слово к эллинам» мы находим следующие тезисы: 

  • травы и амулеты сами по себе не имеют силы, но демоны наделили каждый из них различными свойствами и пользуются своеобразным кодом, внедряя свои знания в жизнь людей 
  • предсказания совершаются с помощью демонов. 

Так как демоны в христианстве считались падшими ангелами, восставшими против бога, то магия вписывалась в христианскую картину мира. Священники верили, что она работает, но является порождением зла и бороться с ней необходимо, так как демоны могут стать альтернативной богу силой.
 

Христианский богослов Тертуллиан (2-3вв.) указывал на особую приверженность к колдовству женщин. При этом упоминал, что магические свойства трав несомненно существуют.
 

В ответ на дискуссию о том, не было ли вызвано падение Римской империи набирающим силу христианством (это же покорная и миролюбивая религия), Блаженный Августин написал «О граде Божием», где обвинил в падении империи магические практики и некромантию, сроднившиеся с языческими римскими верованиями. При этом в его работе упомянуты магические свойства магнита и вера в то, что некоторые субстанции могут излечивать больных.
 

Что же касается законодательства, то до принятия христианства римскими императорами, каралась только магия, творящая зло. А после все виды магии стали тяжкими преступлениями и в Кодексе Феодосия (439г) и в Кодексе Юстиниана (529г)
 

Но стоит отметить, что карались только действия, но не мысли, как произошло впоследствии с учреждением инквизиции. И при этом были магические действия, которые считались неосуществимыми (например управление погодой или любовные эликсиры), и они не считались поэтому преступными. 

Расцвет и упадок природной магии 

К природной магии относили геомантию, гидромантию, пиромантию и аэромантию (соответствнно гадание на знаках земли, воды, огня и погоды), гадания на внутренностях птиц, по звёздам и планетам и придание различным предметам магических свойств.

В 12 веке был период времени, когда природная магия чуть ли не достигла статуса науки. При этом можно выделить как исследования в ботанике, так и в астрологии и алхимии.

С таковым явлением, благоприятным для природной магии, связывают имена Гийома Овернского (епископа Парижского) и Альберта Великого (наставника Фомы Аквинского). Хотя сам Фома Аквинский, будучи покровителем учёных, признавал влияние звёзд и планет, но в своих работах приходит к выводу, что человек не может постичь знания о значении планет и свойствах трав без помощи рационального потустороннего существа (демона).

Противоречивой дилеммой священников и теологов в эти времена стала необходимость обрисовать демонов достаточно устрашающе, чтобы ими запугивать, и при этом не наделить их властью бога.
Небольшие поблажки природной магии сходят на нет уже к началу 13 века и появлению инквизиции. 

Инквизиция и инквизиторы 

В данном изображении мы можем выделить основное различие судебных систем — духовной и светской.

Целью создания инквизиции в 1230е годы стала борьба с ересью. И в отношении магии здесь были разные мнения. Так как в 1260х гг. Папа Александр IV утверждал, что к судам инквизиции относятся только те случаи колдовства, где магия предполагает искажение христианского вероисповедания. А все остальные случаи должны караться светской властью.

Но инквизиторы отстаивали позицию, что само колдовство и есть ересь, а в начале 14в. их в этом убеждении поддержал Папа Иоанн XXII.

Отличительными чертами инквизиционных судов были следующие: 

При этом стоит отметить, что хотя в наши дни личность инквизитора считается крайне отрицательной, но на самом деле это были глубоко верующие люди, которые старались защитить свою веру.

Были безусловно и политически мотивированные процессы — например суды над Жанной Д`Арк и рыцарями-тамплиерами — но они не являются типичными для тех времён.
 

В наше время стал известным инквизитор Бернард Ги, изображенный в книге Умберто Эко «Имя Розы» как фанатик, использующий свою власть для сведения личных счетов. Но на самом деле надо отметить, что Бернард Ги был реально существующим человеком (родился в 1261г), вступившим в орден доминиканцев до своего 20-летия и в 1307-м году ставшим инквизитором Тулузы. Умер в своей постели в возрасте 70 лет. Написал 5-томную работу «Наставления инквизиторам», где описывал разные виды еретиков, их особенности, способы ведения допросов и пр. Им было проведено более 600 процессов и 40 мужчин и женщин были приговорены к смертной казни через сожжение на костре.

Институт инквизиции не был сильной централизованной структурой в Средние века, а сетью действующих достаточно активно отдельных инквизиторов. А для тех, кто попадал в их руки, это не было худшим вариантом, так как предполагало процесс, определённые процедурные действия (было немало инструкций и наставлений для инквизиторов) и это было гораздо лучше, чем попасть в руки внезапно обезумевших соседей, которые тут же вешали на «ведьм» все смерти и события последних лет. Кстати, у нас бытует мнение об обвинении красивых женщин в колдовстве с целью изнасилования в процессе, но документальные источники не подтверждают этого. Ведьм боялись, так как верили в их могущество. И эта боязнь усиливалась почти всегда слухами о несчастьях, произошедших впоследствии с теми, кто участвовал в обвинениях или избиениях ведьм.   
 

Watercolor vector created by Freepik

Некроманты и демоны, говорящие на латыни 

Отдельно стоит выделить мужской вариант колдовства, который стал набирать популярность вместе с развитием образования в средние века.

Некромантия буквально означает «предсказание с помощью мёртвых». Некромант призывал дух мёртвого, узнавал у него будущее, использовал его как оружие и заставлял рассказывать тайны. Но так как с христианской точки зрения это подвластно только богу, то с т.зр. теологии являлись не духи умерших, а демоны в обличии умерших и заставляли некромантов служить и поклоняться себе, таким образом усиливая влияние на мир живых.

Некромантами в основном становились лица духовные, в частности тех монашеских орденов, которые считались на низшей ступени духовной иерархии — францисканцы и доминиканцы. Эти мужчины знали латынь и соответственно могли общаться с демонами. Некромантию можно выучить только в книгах и придерживаться ритуалов надо было с невероятной точностью, чтобы получить результат. В частности инквизитор Николас Эймерик (главный инквизитор Арагонского королевства, изгнанный за особую жестокость) в своё время изъял и публично сжег некромантские учебники. В них упоминалось о некромантах следующее — они крестили изображения и фигуры, знали имена демонов, смешивали эти имена с именами ангелов и святых в молитвах, сжигали чучела животных, служили демонам. Основными элементами некромантии были магические круги, заклинания и жертвы.

Документальные источники подтверждают веру наиболее образованных представителей средневекового общества — некромантов, теологов и инквизиторов — в силу последовательных действий или слов, в т.ч. и в христианстве наблюдается четкая последовательность слов в молитвах и соблюдение ритуалов. 

Конспект подготовлен для Академии Голоса@academy 

академиянаукамагияpskсредневековье
65
8.052 GOLOS
0
В избранное
Лана
Мы все становимся тем миром, который могут изучать другие.
65
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (5)
Сортировать по:
Сначала старые