Академия. Курс "Magic in the Middle Ages" - 4 неделя, 1 часть. Магия и Ислам

На этой неделе в рамках курса Магия в Средние века я проходила магию в исламском мире. Для меня было очень познавательно, так как европейская культура близка и знакома архетипами и фольклором. Исламский же мир знаком примерно в рамках школьной истории, особенно в то далёкое время.

Я помню как наш историк рассказывал, что в Средние века цивилизация пришла в Европу с востока. И в рамках курса по магии это по-прежнему наглядно. Толерантности там гораздо больше к инакомыслящим и магия вписывается в систему наук. С изучением этого курса я узнала больше о мусульманской культуре того времени.
 

Конспект курса 

Магия и Ислам 

Средневековые магические искусства в исламском мире так же разнообразны как и в христианском, но можно выделить некоторые новшества. Например, фокусы, жонглирование, магические квадраты, магию букв и физиогномику, которые так же считались разновидностями магических практик.

Очень хорошее определение магии дал мусульманский историк 14в. Ибн Хальдун — автор книги «Введение о превосходстве науки истории», ал-Мукаддима. Интересно, что этот самый человек по экономике предвосхитил либерализм Адама Смита и в его трудах можно найти и взаимосвязь спроса и предложения, и снижение влияния государства на экономику, и роль государства для сохранения порядка, и стремление к положительному внешнему сальдо.

И по его мнению, магия — это науки, которые показывают как человеческие души могут подготовиться к практике влияния на мир элементов без какой-либо помощи или посредством высших сил.

Души же по его мнению в отношении магии делятся следующим образом.

Именно к магии относились первые две категории. При этом отмечалось, что высшая магия — это магия разума (магия пророков), а низшая — использование опосредованных сил (магия колдунов). Низшая не требовала сверхспособностей.

Различные аспекты магии также описывались в работах Джабира ибн Хайяна (арабский алхимик, врач, математик и астроном), Маслама аль-Маджрити (мусульманский астроном, алхимик, математик, экономист в исламской Испании), Мухаммада ибн Масарра (андалузский философ, автор книги «Книга о свойствах букв»).

Основной отличительной чертой исламской магии от христианской является, конечно, её связь с наукой.
 

Восприятие магии в исламском мире 

В Коране магия упоминается около 60 раз и в основном в первых главах. При этом описано как пророков обвиняли в «очаровывании» своих последователей.

Это касалось как библейских пророков Ноя, Авраама, Моисея, так и исламских Мухаммада, Худа, Салиха и пр. 

Источник изображения

Прямо магия нигде не запрещена в Коране, однако в мифе о Харуте и Маруте (ангелах, которые обучают людей магии) упоминается, что они предостерегали людей от магических практик и предупреждали, что в таком случае им не будет прощения в судный день. Даже некоторые строки из Корана использовались для проведения магических ритуалов или защиты.

Осуждалась же магия в ортодоксальном Исламе. Например традиционалист 9в. Абу-Иса ат-Тирмизи (автор 6 суннитских сборников хадисов) считал, что магов следует карать "смертью от меча".

И впоследствии многие теологи и законники придерживались такого мнения. Осуждалась угроза вере и верующим, обвинялись люди в служении дьяволу и привнесении «еретических новшеств». Однако без фанатизма — карались штрафами, тюремными заключениями и смертной казнью.

Более мягких взглядов на магию придерживался исламский богослов 13в. Абу Абдуллах аль-Куртуби.

Во все времена в исламском мире как служители закона, так и традиционалисты-теологи стремились разделить дозволенную и недозволенную магию. Природная магия, направленная на добро, изменение физических свойств элементов с помощью фильтров и амулетов не считалась преступлением.

Не смотря на строгость законов по отношению к магии вплоть до нынешнего дня сохранилось совершенно иное отношение обывателей, и даже сейчас деревенские маги пользуются огромным уважением, так как считается, что процветание окружающих происходит благодаря им.

Братья чистоты и Оккультизм 

В 10в. в Басре образовалось тайное научное мусульманское сообщество. Оно называлось Братья чистоты и друзья верности или Басрийские братья. Это были учёные не только из Басры, но и Багдада, Самарканда и Нишапура.

Они собрали небольшую энциклопедию, которая состояла из 52-х научных трактатов по математике и логике, естествознанию, душе и разуме, божественных законах и шариате. И для того времени это был выдающийся труд, не имеющий аналогов. Но при этом отличительной чертой энциклопедии был упор на эзотерической составляющей наук. 

Науки подразделялись следующим образом (при значительном перекосе в загробную жизнь):

К первой группе относились среди прочих и гадания, чары, алхимия. Вторая группа содержала в том числе и ангелологию. А к третьей относилась «наука» толкования снов.

Особое значительное место в энциклопедии занимала астрология. Подробно описывался детерминизм всего, что происходило и будет происходить в нашем мире — смена религий, восшествие на трон правителей, возникновение империй. Упоминается также 7-тысячелетний цикл развития, при этом каждое тысячелетие открывается новым пророком, среди которых Мухаммад был шестым, после Адама, Ноя, Авраама, Моисея и Иисуса. 

Конспект подготовлен для Академии Голоса@academy 

академиянаукамагияpskсредневековье
54
37.954 GOLOS
0
В избранное
Лана
Мы все становимся тем миром, который могут изучать другие.
54
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (1)
Сортировать по:
Сначала старые