Академия. История дизайна. Начало Баухауза
В рамках проекта «Академия» продолжаю свой курс об истории дизайна Школы дизайна НИУ ВШЭ с площадки «Открытое образование».
На фото манифест школы.
Роль этой школы очень важна для развития дизайна. Основана школа была в 1919 году в Веймаре. После революции здесь к власти пришли социалисты. Они решили открыть новую художественную школу на базе двух старых: художественно-промышленной школы и Академии художеств. То есть, Баухауз возник почти при тех же обстоятельствах, что московский ВХУТЕМАС.
Здание школы Баухауз. bingapis.com
Возглавил школу Вальтер Гропиус — архитектор, который до этого не интересовался прикладными искусствами и не преподавал. Он написал манифест школы поэтическим языком. В нем используется образ того, что будут создавать ученики: «новая форма будущего, возносящаяся к небесам, как хрустальный символ новой веры». В иллюстрации к манифесту художник только что образованного Баухауза изобразил, как будет выглядеть, по его мнению, эта новая форма будущего. Она напоминает хрустальный готический собор. Кроме того, в манифесте упоминается средневековье, когда художники и ремесленники трудились бок о бок и создавали те самые готические соборы. К этому Гропиус и предлагал вернуться. Кстати, само слово «баухауз» старинное и ранее оно обозначало профессиональное объединение каменщиков.
Идеи манифеста:
- равенство станкового и декоративного искусства,
- средневековье — как эстетический и социальный идеал.
Обе эти идеи еще за полвека до Гропиуса высказывали. То есть, новых идей особо не было, а вот методы обучения были новаторскими. Сначала студенты учились вместе, а потом их распределяли по мастерским. Вводный курс разработал Йоханнес Иттен. Это было продолжение тех занятий, которые он вел в Вене.
Иттен был экспрессионист, он полагал, что живопись это выражение эмоций и ощущений. Поэтому он мог попросить изобразить ощущение от бури, а не саму бурю. Это приводило студентов к оцепенению, что плохо для работы. Тогда Иттен ввел гимнастику на занятиях: физические и дыхательные упражнения. Изредка студенты садились и мычали, чтобы расслабить мышцы. Однако директор школы в 1923 году изгнал Иттена, поскольку счел то, чему он учил студентов, не самыми полезными навыками. Директор отмечал, что его умение выражать эмоции через искусство мало может помочь в прикладном искусстве.
При этом, сам Гропиус изгнал Иттена только через четыре года совместной работы, поскольку изначально сам он придерживался подобных идей. Однако позднее его взгляды изменились. Он уже не мечтал о том, что «новые формы» будут «возноситься ввысь», нет, он говорил о том, что предметы должны изготавливаться «как обувь». С точки зрения его новых техницистских взглядов человек проектирующий предметы быта — это что-то вроде инженера с художественным образованием (такая же была позиция у русских конструктивистов). Поэтому, уволив Иттена, он взял на его место художника конструктивиста. Эту должность занял Ласло Мохой-Надь.
Откуда конструктивисты взялись в Германии? Эль Лисицкий приезжал в Берлин, чтобы представить направление на выставке. Некоторым художникам конструктивизм так понравился, что они решили примкнуть. Тогда Лисицкий открыл представительство русского конструктивизма в Берлине, начал издавать журнал «Вещь». Сам Лисицкий задержался в Германии и стал там знаменит. Его дизайны имели успех у авангардных художников Европы.
Журнал "Вещь".
Лисицкий активно представлял русский конструктивизм, а также талантливого художника Казимира Малевича. Через некоторое время, Малевич, приехав в Германию, с удивлением обнаружит, что он там знаменит. Ласло Мохой-Надь был среди тех, кто попал под влияние Лисицкого. Поэтому при разработке нового вводного курса для студентов Баухауза он опирался в том числе и на опыт русских конструктивистов. Он уже не предлагал выражать эмоции, как его предшественник, а предлагал отрабатывать композиционные навыки.
Эта лекция дает возможность увидеть не только развитие дизайна в мире, но и взаимодействие разных школ. Влияние русского конструктивизма оказалось намного более серьезным, чем можно было себе представить. Увлекательная лекция о переосмысливании некоторых идеалов художниками 20-х годов и о том, как это сказалось на конечном продукте — тех предметах, которые они создавали.