Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
nataliaromashina
6 лет назад

Академия. История дизайна. Советский авангардный дизайн 1920-х годов

 

После небольшого перерыва в рамках проекта «Академия» продолжаю свой курс об истории дизайна Школы дизайна НИУ ВШЭ с площадки «Открытое образование».   

Напомню, что последняя лекция была посвящена Промышленному дизайну европейского авангарда.  Эта лекция может показаться знакомой многой, поскольку затрагивает совсем близкие нам темы — авангардный советский дизайн 1920-х лет. 

Контекст этого направления — это революция, точнее сразу две: и 1905 и 1917-годов. Молодые художники этого периода вступали в активный диалог с художниками других стран, это был настоящий период расцвета искусства во многих направлениях, в том числе, в вопросе архитектуры, живописи и театра.

Говоря о художественном искусстве, которое нас волнует больше всего в вопросе дизайна, стоит отметить супрематистов и конструктивистов.

Предметный промышленный дизайн 20 века рождается из абстрактного искусства, точнее из искусства геометрической абстракции. Абстрактную живопись принято делить на два вида: лирическую абстракцию и геометрическую. Примером лирической абстракции может быть Василий Кандинский. Она выражает эмоции и является продолжением экспрессионизма. А интересная нам геометрическая абстракция, которой в двух противоположных концах Европы начали заниматься Казимир Малевич и Пит Мондриан ставит себе другие цели. Это аналитическая живопись, которая озабочена поиском универсальных композиционных законов, которые можно применить и для трехмерных объектов.
Два ранних явления русской геометрической абстракции — супрематизм и конструктивизм — почти одновременно проделали путь от живописи до проектирования предметов.
Отец супрематизма Казимир Малевич в 1919 году поселился в Витебске, где с учениками создал группу УНОВИС, что означало «утвердители нового искусства». Они занимались в том числе и прикладным искусством. Позднее Малевич и несколько учеников переселились в Петроград, где устраивали супрематические выставки и работать на петроградском фарфоровом заводе. Сначала там они только раскрашивали посуду своей живописью, а потом Малевич увлекся трехмерными предметами, поэтому потребовал создать при заводе лабораторию формы, которую он возглавил. Именно там был создан легендарный сервиз, который крайне неудобен, например, пить из чашек можно только, если держать и в правой руке, про левшей он не подумал, это было для него не так важно, он искал новые формы.
Один из его учеников Николай Суетин проектировал супрематическую мебель, но дальше проекта дело не пошло.

В то же время в Москве Василий Кандинский основал московский институт ИНХУК, где одной из групп руководил Александр Родченко. Там появилась концепция конструктивиста. Эти художники не хотели изображать реальность, они хотели создавать свою реальность. Живопись для них была второстепенной задачей, она была нужна только для поиска решений, которые помогут создать предметы реального мира.

Конструктивизм оказался более масштабным движением, но и более аморфным. Художники активно работали с объемной формой. Они охотно работали над утилитарными предметами, например, они делали памятник Владимира Татлина, который планировалось сделать движущейся скульптурой, где должны были быть офисы. Строить ее не собирались, но само решение было прогрессом.

Проект башни Владимира Татлина.

Кроме того, конструктивисты проектировали одежду, светильники и мебель. Правда, все это делалось для театра, не для обычной жизни. Дальше всех зашел Эль Лисицкий, разработав эскизы кукол для механизированной постановки.

Самая интересная часть этой лекции касается, конечно Малевича, потому что все знают его как автора черного квадрата, но оказывается, что он имеет непосредственное отношение к развитию дизайна в России. А также интересно узнать и о других первых дизайнерах, которые стояли у истоков еще в 20-е годы.

Источник фото: 1 и 2.

Конспект подготовлен для Академии Голоса @academy.

7
37.412 GOLOS
На Golos с July 2017
Комментарии (1)
Сортировать по:
Сначала старые