Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
nataliaromashina
6 лет назад

Академия. История дизайна. Советский авангардный дизайн 1920-х годов (продолжение)

 В рамках проекта «Академия» продолжаю свой курс об истории дизайна Школы дизайна НИУ ВШЭ с площадки «Открытое образование».   

В последней лекции рассказывалось о супрематизме и конструктивизме в СССР. Теперь рассмотрим более подробно направление конструктивизма. Конструктивисты с энтузиазмом преподавали в художественно-технические мастерские или как их называли на языке той эпохи — ВХУТЕМАС. Это новая модель художественного вуза. Придумали эту модель в отделе, которым руководил авангардный художник Давид Штеренберг.  

В социалистической стране самое необходимое искусство — это производственное искусство, во многих случаях, это тиражное производство, которое делают на фабриках. Кроме того, такой подход к искусству позволял художника приравнять к рабочему. Для тех времен это было важным. Чтобы обучать художников-производственников нужны были соответствующие вузы. Первый был в Москве, планировалось, что и остальные вузы в стране будут изменены по принципу ВХУТЕМАСа.    

Студенты этого вуза сначала учились вместе, а потом получали специализацию. Обучение длилось семь лет. Структура обучения не была революционной, революционным было содержание, которое было связано с конструктивистами. Это было связано с тем, что студенты учили в первые годы обучения — это были не классические уроки, а уроки, по сути, конструктивизима. Студент, приходя в вуз, автоматически сначала становится конструктивистом. Это нравилось не всем, власть конструктивистов в вузе была непрочной (их было немногим больше, чем представителей других направлений). 

Начиная, с 1923 года, когда руководитель полиграфического факультета Владимир Фаворский стал ректором, учебные программы подготовительного отделения стали пересматриваться, там стало появляться все больше традиционных дисциплин. Однако до 30-го конструктивисты сохраняли позиции на производственных отделениях. Именно там появилась, по сути, первая школа промышленного дизайна в стране. Профессора понимали, что они создают новую профессию. Так появилось определение — художник-конструктор. Именно эту профессию получали те, кого можно считать первыми профессиональными дизайнерами в СССР.     

При этом, не сохранилось почти ничего из того, что делали студенты ВХУТЕМАСа, есть публикации фотографий изобретений, но они сами не сохранились. Например, есть фото стула Татлина, который делал студент Татлина, но он был очень похож на стиль самого учителя. На выставке в 1925 году в Париже было всего четыре работы студентов ВХУТЕМАСа. Зато руководитель Родченко спроектировал целый интерьер! Эль Лисицкий тоже часто выступал в роли выставочного дизайнера. В 1928 году он спроектировал советский отдел выставки «Пресса» в Кельне, а также «Гигена» в Дрездене в 1930 году.  

При этом, те предметы, которые были представлены на выставке, слабо соответствовали тем требованиям, которые сами себе предъявляли конструктивисты. Но в том, как конструктивисты проектировали предметы чувствуется радость первооткрывателя, они забавлялись как дети, зачастую предметы были далеко не самыми удобными.   

Эта лекция позволила мне подробнее узнать о конструктивизме, который, как оказалось, был почти что базой художественных вузов страны. Удивительными оказались и те интерьеры, которые делали советские конструктивисты для выставок за границей. Интересно смотреть на развитие дизайна того времени через призму истории дизайна, когда их революционные на тот период решения на сегодняшний день выглядят ретро. 

Конспект подготовлен для Академии Голоса @academy

Фото:  gufo.me
 

8
17.273 GOLOS
На Golos с July 2017
Комментарии (2)
Сортировать по:
Сначала старые