Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
trifeno4ka
7 лет назад

Академия, курс - Археология фольклора. Неделя пятая

Академия, курс - Археология фольклора. Пятая неделя

Доброе время суток, дорогие друзья! Пишу конспект по пятой неделе моего обучения на курсе - Археология фольклора: мифологические мотивы на карте мира от преподавателя Юрия Евгеньевича Березкина из Европейского Университета в Санкт – Петербурге.
Ссылка на онлайн курс здесь: https://stepik.org/course/51/syllabus

                              Фольклор и мифология.

Лошадь топчет первого человека.

Среди антропологических мифов Евразии распространен миф, в котором созданный божеством первый человек ( например он слеплен их глины ) оказывается в опасности. Так как появляются лошади или лошадь, которая пытается его растоптать.
Мифологические сюжеты делятся на истории про возникновение мира, солнца, земли, неба… И на истории про возникновение людей.

Ice Cream Party.jpg

В Африке, южней Сахары и в Индо Тихоокеанском мире, это чаще всего история про то как люди вышли из под земли. Причем не пара « Адам и Ева » от которых потом произошли люди. А вышло сразу много людей, мужчины, женщины, дети…

В Северной Евразии и в большинстве районов Северной Америки распространена история о том, как людей кто – то создал. Например в Калифорнии людей создает койот из палочек, много палочек по натыкал в землю и превратил их в людей. А потом койот спорит с ящерицей, какая рука должна быть у человека. Койот утверждает, что раз он создал людей, то у них должна быть лапа, как у койота. Но ящерица побеждает этот спор, ведь она убедила койота, что лапа для людей – это очень не удобно и надо сделать руку как у нее, с пальчиками.

У народов Мунда, в Индии, записана интересная история. Как бог создал людей. Вылепил он их из глины. Но прилетели лошади, у них есть крылья, и стали эти глиняные фигурки топтать. Топтали они фигурки потому, что боялись, что человек их запряжет.
Иногда этих лошадей кто – то подговаривает, но в большинстве случаев они сами решают так поступить. Тогда Бог создает собак, которые своим лаем отгоняют лошадей. Бог лошадей наказывает, он отнимает у них крылья и заставляет работать на человека. При этом человек имеет право бить лошадь и всячески издеваться. Этот миф в индию попал где – то в середине второго тысячелетия но н.э. Лошадей естественно в Индии не было, их привели туда первые Индоевропейские группы из степей.

Южные версии сюжета: лошадь и собака.

Сравнение Абхазкого и Турко – Монгольских вариантов мифа позволяет противопоставить лошадь и быка как персонажей этого сюжета. Этот сюжет еще очень известен на Кавказе.
Абхазкий фольклор очень интересен тем, что еще в 90 – х годах там можно было записать что – то новое. На Кавказе очень живая фольклорная традиция, далеко не исчерпанная. История такая. Бог создал людей из глины, черт подговаривает лошадь, что бы она растоптала эти фигуры. Лошадь подбегает что – бы растоптать фигуру, а эта фигура в полуживом состоянии собирает с себя какие – то куски глины и бросает в лошадь. И комки глины упав перед лошадью превращаются в двух собак, которые ее и отгоняют. Отличие этой версии от версии Индии заключается в том, что собаки здесь появляются не от куда, спонтанно. Другой текст с этой историей был записан приблизительно в 60 – 70 годах.
Как Бог создал человека: пришла корова и боднула фигуру человека, осколки этой фигуры превратились в собаку, которая отогнала корову. Похожее с Абхазами заключается в том, что собака возникает спонтанно, ее не создает божество. А корова здесь присутствует, а не лошадь, потому – что у Монголов лошадь не может быть плохой. Если сопоставлять корову и лошадь, лошадь всегда будет хорошей, а корова – плохой. Это ровно обратная ситуация к той, которая в Антично – Греческой мифологии. Из тела умершего быка образуются пчелы, а из тела умершей лошади – образуются трутни или осы, всякая гадость.

Лошадь и черт.

В целом ряде традиций лошадь оказывается отрицательным персонажем. У Таджиков, например, лошадь – это деф. Они считают, что в конюшню ничего святого заносить нельзя, не пускают туда и детей.
Деф – сверхъестественная категория персонажа. Причем, у одних народов деф – превратился в дев ( божество ), а у других народов, он стал противником этого божества. В Литовской традиции, когда черт превращается в лошадь, бог его заклял и черт навсегда остался лошадью. Для этих народов черт и лошадь ассоциируются со всем самым грязным, мерзким и противным, одним словом – зло.
Друзья, я в замешательстве. Никогда бы не подумала, что эти большие, красивые, грациозные животные, лошади, для наших предков могут быть чем - то гадким и отвратительным.

Ныряльщик и мир о сотворении человека.

В некоторых традициях в антропогенетических мифах участвуют и Творец и его антагонист. Последний вкладывает душу в тело сотворенного первочеловека. По всей территории от Амура до Литвы записана такая история. Бог создал фигуры людей и пошел внедрять в них души и поставил сторожа – собаку. Но пришел черт/антогонист и подкупил собаку теплой шерстью. Черт напустил мороз, собаке уже не холодно и в благодарность она его пропустила. Черт оплевал фигуры людей. Когда пришел Бог, он не знал что делать и ему пришлось выворачивать фигуры на изнанку, поэтому вся грязь и слюни остались внутри фигур.

Есть и другой вариант, но он не такой распространенный. По этому варианту не Бог оживил фигуры людей, а черт и отсюда соответственно и смертность человека и его греховность. А собаку Бог наказал, заставил служить человеку, подвергаться побоям, есть отбросы и все прочее. Абсолютная симметрия лошади на Юге и собаки на Севере. Это произошло скорей всего после того, как этот сюжет испытал какую – то трансформацию, в кокой – то новой этнической или диалогической среде.
В Индии и Восточной Европе и Сибири, истории про ныряльщика и про создание человека очень часто сюжетно связаны. Это один и тот же текст. Сперва на море достают землю или что – то вроде этого, а потом идет история про создание человека. Про собак и лошадей. В такой же последовательности сперва идет история про ныряльщика, а дальше уже история про создание человека.
Я могу предположить, что история про то как сперва землю создают нырнув на дно океана, а дальше создают человека, эта история была у людей которые жили в Центральной Евразии. И эта же история была так же известна м в Индии. И сам антропогонический миф о собаках и лошадях был очень легко и полностью усвоен жителями Средней Индии. И поэтому он наложился на их собственную историю про достование земли со дна океана. Доказать конечно это не возможно, но то что фольклористы записали во второй половине девятнадцатого века, это конечно только часть того, что было когда – то. Во всей зоне Евразийских степей космогонических мифов практически нет.

Спасибо за внимание!!!
Конспект подготовлен для Академии Голоса @academy

0
15.253 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (2)
Сортировать по:
Сначала старые