Разница между постом, текстом и художественным произведением
Приурочено к окончанию конкурса «Анонимный автор» в прозе. Всем спасибо за доставленное удовольствие! «Вырасти блогера» я указала в тегах потому, что эта информация актуальна и для тех, кто сфокусирован не только на художественных произведениях.
У текста главное свойство – информативность. Задача текста – донести до читателя завершенную мысль / идею.
Отличительное свойство текста художественного – образность. А задача – произвести эстетическое впечатление.
Пост же – понятие из другой сферы. Не лингвистики, а скорее, экономики. На Голосе пост – продукт, который мы производим и на котором зарабатываем. Пост обязательно содержит в себе элементы текста (заголовок, теги), но может содержать и много нетекстовых элементов (фото, видео ит.д.).
В качественном художественном произведении должны присутствовать 3 основные компонента:
- сюжет;
- персонажи;
- стиль изложения.
Как я уже говорила в одном из своих комментариев, в большинстве произведений «Анонимного автора» присутствовал только 1 компонент из 3 (у каждого автора свой). А помимо этих компонентов могут быть в наличии еще и другие:
- проблема;
- идея;
- ит.д.
Но первые 3 – это обязательный минимум. Без них художественный текст расползается по швам.
Начало и конец тоже должны быть выражены. И некая кульминация действия да. Развитие. Движение вперед. Это касается не только художественных текстов, а всех в принципе. Важность четко оформленного финала текста лучше всего передает анекдот:
- Документы на стол! – закричал Штирлиц и врезал Мюллеру в ухо. – Кстати, Мюллер, не найдется ли у Вас канцелярских скрепок?
Штирлиц знал, что лучше всего запоминается последняя фраза. И если Мюллера спросят, зачем приходил Штирлиц, тот ответит:
- За канцелярскими скрепками.
Чуть ли не половина присланных «Анонимному» произведений читались не как рассказы, а как первые главы незавершенных романов. Или даже не главы, а не до конца сформированные зачины. Потому что у четко оформленных глав есть завязки / кульминации / развязки, система и структура. С некоторыми конкурсными текстами возникало же ощущение… будто бы у автора родился замысел романа, но потом автор спохватился, что конкурс все-таки на малые формы в первую очередь ориентирован. И, возможно, заодно подкралась крамольная мысль «Ой, а роман-то я сейчас не потяну». В итоге бедный читатель остается у разбитого на самом интересном месте корыта.
Дальше, если хотите, чтоб вас читали, а еще лучше – читали до конца, соблюдайте два правила по оформлению текста.
1. Структурируйте текст. Пробелы между абзацами – великая вещь. Красные строки – наше всё. Текст, похожий на простыню с газетным принтом, может с первого полуторакилометрового абзаца настолько перепугать читателя, что тот развернется и уйдет. Текст, аккуратно и грамотно нарезанный на тонкие строчки, задействует ту же уловку, что картофель фри из макдональдса: «Я съем еще один маленький ломтик, и откладываю пакет. Нет, пожалуй еще один. И наконец, совсем последний!». Обычно съедается весь пакет.
2. Краткость – сестра. Сами знаете чего. Даже если текст великолепно структурирован, но читатель видит, что до конца ему скроллить и скроллить, натирая мозоли на подушечке указательного – он перепугается. Потому что на конкурс прислано больше 10 произведений. Потому что ему хочется ознакомиться со всеми. Потому что у него в запасе один субботний вечер. Для начинающих авторов дополнительный подводный камень: чем длиннее текст, тем больше шансов наделать в нем ляпов. Одну-две занозки, так и быть, читатель простит, но когда они колют глаз регулярно – это раздражает.
А еще, будучи человеком, сотрудничающим с крупнейшим российским издательством (в роли переводчика), могу раскрыть «Анонимному автору» одну причину, по которой малая художественная проза в России не слишком востребована – и, как следствие, не особо развивается как жанр.
Секрет прост: такая проза плохо продается. Издательства стремятся найти авторов, которые будут писать не просто романы, а серии романов. Серия – это гарантия беспрерывности продаж. А также возможность продать права на экранизацию, например. Особенно в моде сейчас романы про всякую магию, параллельные миры, антиутопии и постапокалипсис. Именно с таких жанров проще всего стартануть начинающим авторам художественной прозы. Требования по объему к таким романам – никак не меньше 400.000 знаков с пробелами. Правда, в издательствах принято считать не знаками, а другой единицей измерения – авторскими листами. Один лист равен 40.000 знаков. Но это уже другая история.
картинка отсюда