Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
sandziro
7 лет назад

Тенденции развития Римского скульптурного портрета в период Ранней Империи. Часть Третья. Портрет эпохи Флавиев

Итак, спустя несколько месяцев после первых публикаций по материалам семинарских занятий по истории античного искусства мы продолжаем знакомство с римским скульптурным портретом. Материала еще предостаточно, и тот фрагмент, что опубликован здесь, ранее я не выкладывал нигде. Одним из важнейших источников текста послужил труд Вальдгауэра, а именно - "Этюды по истории античного портрета", Часть II. 

Фотографии искал вместе с одногруппницей на http://arthistoryresources.net/
Приятного чтения!


  Стабильная эпоха правления династии Флавиев привела к очередному взлету культуры, который коснулся и портрета. Хотя реализм остается основной чертой римского портрета на протяжении всей эпохи его развития, флавиевский портрет использует собственные приемы - динамические и пространственные композиции, тонкая передача фактуры при сохранении обычной четкости построения.

  Многие портреты флавиевского времени изображают представителей уже среднего сословия, а также богатых вольноотпущенников. В период Флавиев портретные головы изображались обычно погрудными, с развернутыми плечами. 

Выделяют периоды:  

  •  Раннефлавиевские портреты (эпоха Веспасиана и его первого сына Тита)  
  •  Позднефлавиевские портреты (эпоха Домициана)

А также направления: 

  • прогрессивное и реалистическое 
  • идеализирующее и классицизирующее (монументальные статуи, официальная скульптура)


   Голова дана в живом повороте, ее форма передает характерные для Флавиев несколько укороченные пропорции лица. Переходы из одной плоскости в другую сделаны мягко и живописно. 

  Многие портреты флавиевского времени изображают представителей среднего сословия.


 В трактовке глаз, волос, морщинок применена врезанная линия, вносящая некоторую сухость, напоминающую римские республиканские портреты. Скульптор использовал натуралистические подробности. 

 Произведением, завершающим первый период флавиевского портрета, можно считать портретную статую Тита.


 Внешне он напоминал своего отца, Веспасиана, любезное выражение лица создает впечатление благожелательности и уверенного спокойствия. Статую можно было бы рассматривать как идеальный образ императора. Но любовь к изображению индивидуального, конкретного и живого в этом портрете одержала верх над стремлением к идеализации.

 Искусство времени правления Домициана носит название позднефлавиевского.

   Портреты приобретают большую утонченность. На ход развития искусства оказывала влияние и личность самого Домициана и обстановка, которая сложилась в период его царствования.

   Домициан был неуверен в себе, подозрителен и жесток. Последние семь лет правления были омрачены проявлениями его деспотизма.  

  До нашего времени дошло не много портретов этого императора. Статуи и бюсты Домициана были почти полностью уничтожены противниками после его убийства. Один из них находится в Риме во дворце Консерваторов. Облик императора носит отпечаток переживаний, свойственных его порывистой и неуравновешенной натуре.

 Выдающимся портретом периода Флавиев справедливо считается портрет молодой женщины из Капитолийского музея в Риме.


 В этой голове привлекает внимание прежде всего прическа из множества крупно завитых локонов. Легкий наклон и поворот головы, длинная шея придают этому изображению особую поэтичность. Для техники исполнения характерно обильное применение бурава, при помощи которого выполнены локоны прически, достигнут контраст света и тени в трактовке волос; поверхность лица гладкая, слегка полированная. 

 Среди идеализирующих портретов позднефлавиевского времени можно назвать портрет императрицы Домиции. 


 Голова поставлена строго в фас. Высокая прическа обрамляет лоб. Правильные черты лица, спокойный, надменный взгляд и строгая складка губ придают образу Домиции характер парадного портрета.

Если сравнивать портрет эпохи Флавиев с более ранними эпохами, то заметной тенденцией сохраняется стремление к большей реалистичности изображения. Еще сохранилось место для идеализации образа, при этом с одной стороны возросшее мастерство резчиков, а с другой изменившийся характер восприятия искусства позволили увидеть нам детали внешности людей, ранее никогда не создававшиеся мастерами более ранних эпох, например, на лице портрета Цецилия Юкунды можно увидеть высеченную бородавку. Больше реализма - минимум идеализации. Такова основная тенденция скульптурного портрета эпохи Флавиев.

P.S. В продолжении вас ждет скульптурный портрет эпохи Траяна. Надеюсь, вам понравилась эта статья:)

11
2.365 GOLOS
На Golos с October 2016
Комментарии (0)
Сортировать по:
Сначала старые