Луи Армстронг – один из творцов американского искусства
(Источник фото)
Луи Армстронг – один из творцов американского искусства
Луи Армстронг – в музыкальном мире Америки по праву считается одним из основателей американского искусства, обаяние этого человека покорило сердца миллионов, его тембр голоса с неповторимой хрипотцой и экспрессивная игра на трубе сыграли в этом немаловажную роль. На примере этого выдающегося артиста можно проследить становление и развитие американской музыки, простота и доступность которой изменила наш мир, адаптируясь и впитывая в себя национальные элементы, присущие каждому народу. Джаз родился с Луи, эволюционировал с его жизнью и является тем послом мира, который объединяет людей разной веры и положения, стирает границы общественного и расового деления, разрушает языковые барьеры. На протяжении всего ста лет джаз из музыки регтайма, шагающих негритянских оркестров превратился в интеллектуальное искусство со своим неповторимым гармоническим языком, импровизационным способом изложения музыкальной мысли, сложнейшей и разнообразнейшей техникой исполнения, стал воистину демократическим общедоступным средством общения.
Тяжелое детство
Родился Луи в Новом Орлеане в черном гетто Сторивилле, беднейшем квартале, в котором процветало воровство, проституция, бандитизм. О точной дате рождения можно только догадываться, ведь уже став постарше, Луи по существующей тогда традиции записал датой своего рождения 4 июля (в честь Дня независимости США) 1900 года. Мать работала прачкой и подрабатывала проституцией. Сразу же после рождения мальчика, отец покидает семью и никогда больше о ней не заботился, и в своей книге «Сэчмо», Армстронг, напишет вспоминая об отце: «У отца не оставалось времени учить меня чему ‐ либо. Он был слишком занят потаскухами». О его детстве и молодости нам известно лишь то, что рассказывает нам сам Луи, но сведения эти порой противоречивы, а иногда и приукрашены.
Рос Луи у бабушки Джозефины, и основное время проводил на улице, не обремененный родительской опекой. Школу посещал не регулярно, и став постарше, начал приносить деньги в дом, работая развозчиком угля, продавцом газет, выполняя другие мало оплачиваемые работы. Во времена молодости музыканта на юге страны царила межрасовая дискриминация, и мальчику пришлось столкнуться со множеством запретов, которые повлияли на формирование его характера. Будучи уже известным всему миру музыкантом, он отличался необыкновенной скромностью, скованностью, даже застенчивостью. На джем – сейшенах (Jam session — «джем-сессия», дословно «приятное времяпровождение» – после концертов свободная импровизация всех желающих музыкантов) коллеги, в буквальном смысле, выталкивали его на сцену, и чувствовал себя уверенно, оставаясь самим собой, только в окружении простых чернокожих рабочих.
(Источник фото)
Популярность оркестров
На рождество 1913 года, мальчик стянул револьвер у полисмена, который был клиентом его матери, и затеял праздничную стрельбу, за что попал в колонию для несовершеннолетних. В оркестре колонии, Луи начинает играть на ударных, осваивает баритон, а потом переключается на корнет (разновидность трубы). В развитии джаза главенствующую сыграли марширующие оркестры, которые исполняли марши во время проведения торжественных шествий. На похоронах, по дороге на кладбище игрались религиозные траурные марши, а возвращаясь назад – зажигательный свинг, от которого ноги сами пускались в пляс. Практически все начинающие американские музыканты прошли школу уличных оркестров, здесь они совершенствовали технику, развивали слух, учились импровизировать, знакомились с музыкальной формой. Игра в оркестре давала возможность музыканту совершать ошибки, которые утонут в общей массе звуков, но их никто не замечал, потому что все начинали так – же. Составы в оркестрах постоянно менялись, определенной численности не существовало.
Основной характерной чертой джаза считают наложение двух и более ритмических рисунков, создающих пульсацию, и синкопирование (смещение ритмических акцентов с сильной на слабую долю) мелодии, в которых главные ноты берутся на промежутке между долями. Скотт Джоплин в даваемых пояснениях по исполнению своих сочинений, подчеркивает прием синкопирования мелодии по отношению к аккомпанементу, тем самым определяя неповторимый характер звучания регтаймов. Пионеры джаза из Нового Орлеана указывали на то, что именно исполнение двудольного регтайма, как четырехдольного, привел нас к черте, за которой и последовало превращение регтайма в джаз.
Музыкальное начало
Отбыв наказание в исправительной колонии, Армстронг возвращается в родной город Сторивилл, где продолжает играть в марширующих оркестрах, а по вечерам в дансингах, оказываясь в эпицентре негритянской музыки. В их репертуаре присутствуют марши, польки, старые креольские песни, регтаймы, импровизации любого музыкального материала, зачастую мотивов и «брейков». (Брейк – короткие сольные вставки, длительностью один-два такта, прерывающие звучание ансамбля). Впоследствии Армстронг стал признанным мастером исполнения «брейков», а некоторые из них стали хрестоматийными образцами, живущими до сих пор. В 1918 – 1920 годах он, наконец – то покупает себе собственный корнет (за 10 долларов!), и может ежедневно совершенствовать свою игру, и иметь постоянную работу в дансинге. Именно в тот период времени Луи знакомится с еще одним легендарным трубачом Джо «Кинг» Оливером, ставшим для него не только опекуном, но и учителем, и выражаясь сегодняшним языком, продюсером.
(Источник фото)
В двадцатые годы Луи уже известный исполнитель блюзов, музыканты дают ему прозвище «Сэчмо» — (производная от английского satchel mouth – рот-меха), три летних сезона Луи Армстронг работает на прогулочных пароходах. Здесь он отточит технику и превратится в первоклассного джазмена, его станут приглашать в лучшие оркестры, где ему удалось поиграть с выдающимися мастерами джаза - «Кид» Ори, Фейт Мерабль и Мэнни Манетт.
В 1922 году Амстронг переезжает в Чикаго, где в течении двух лет работает с прославленным оркестром «Кинга» Ори. На протяжении всех семи лет, которых проработал Луи в Чикаго, он играл в заведениях для черных, или же для черных и цветных. К этому периоду относится первые записи грампластинок с участием Армстронга в студийных коллективах Hot Five, Blue Five Кларенса Уильямса и коллективах разных ансамблей с известными исполнителями джазового вокала “Трикси” Смит, Албертой Хантер, Евой Тейлор, Вирджинией Листон, Маргарет Джонсон, “Сипи” Уоллес, Гертрудой “Ма” Рэйни, Бесси Смит, Перри Брэдфордом. Слава и мастерство Армстронга растет, он отправляется в тур по США и Европе, проявляет недюжинные актерские способности, снимается в кино, он становится всемирно известным. Застарелая травма верхней губы дает о себе знать, он решается на несколько операций, в том числе и на связках, чтобы избавиться от хрипоты в голосе. И только после того он осознает всю ценность и самобытность своего голоса.
(Источник фото)
Обладая неиссякаемой энергией, творческой разносторонностью, он играет и записывается с музыкальными коллективами различных стилей – свинга, свит-бендами, с исполнителями спиричуэлов, кантри, с филармоническими классическими оркестрами, участвует в мюзиклах, операх, различных шоу, музыкальных фильмах.
В брак вступал четырежды и только с последней супругой – исполнительницей танцев Люсиль Уилсон, был действительно счастлив и обрел желаемый покой в семейной жизни. По окончании второй мировой войны популярность Луи была невероятной и в 1950 году Госдепартаментом США ему был присвоено звание «Посол Джаза».
В 1959 году Луи Армстронг переносит инфаркт, врачи запрещают ему работать, но музыкант не сдается и продолжает концертировать, но не выступает в полной мере, а только поет. Умер Луи Армстронг 6 июля 1971 года.
Армстронг обладал удивительнейшей способностью превращать любую песню или мелодию в хит, удовлетворяя вкусы всех категорий слушателей. Его новаторская простота и излучаемый восторг во время пения, виртуозная игра на трубе, экспрессивная эмоциональность и образность оказывает до сих пор необъяснимое магическое действие!