Откуда взялась шапка Мономаха

244228_original.jpg
(*)

Согласно с легендой, так называемым Сказанием о князьях Владимирских, написанном приблизительно в 1518 году, князь Владимир совершил успешный поход на Балканы, во Фракию. Испугавшись грозных воинов, византийский император Константин Мономах отправил к завоевателям послов с дарами, в том числе и с собственной шапкой. С того времени киевский князь Владимир получил прозвище Мономах, а в дальнейшем этим венцом во время восхождения на престол пользовались его предки. К слову, император Константин умер в 1055 году, когда Владимир, в возрасте двух лет, ещё под стол пешком бегал.

Почему именно в это время появляется эта легенда? Это связано с политикой Василия III Ивановича, отца будущего Ивана Грозного, который женился на эмигрантке из Константинополя, захваченного османами в 1453 году, Софии, последней представительнице династии Палеологов. Василий решил стать достойным мужем принцессы и настоящим императором, поэтому задушил последние ростки демократии, уничтожив в 1510 году Псковскую республику. Но ему нужно было идеологический грунт, и тут появляется со Спасо-Елизаровского монастыря, братия которого поддержала захват Пскова, в отличии от остальных псковских обителей, монах Филофей. Он формулирует московскую национальную идею, -"Рим пал за грехи от варваров, второй Рим - Константинополь пал из-за ереси от турков-османов, третий Рим - Москва будет стоять вечно. Четвёртому Риму не бывать." Этим как бы подтверждалась наследственность от римских и византийских правителей московских царей.

Монах изложил свою идею в письмах к царю и его приближённым. В самом монастыре хранилась икона Цареградской Божьей Матери, которую привёз из Византии учитель Филофея, преподобный Ефросин. Идея о третьем Риме витала в воздухе. С годами всё пошло прахом - икону из монастыря украли шведы в Смутное время, в 1918 году, монахов монастыря расстреляли большевики. Талабский остров, где стоит обитель, до сих пор носит имя большевика Яна Залита, убитого белогвардейцами в 1918 году. Большевики также уничтожили и серебряное паникадило в форме "шапки Мономаха" в Феодоровском соборе Петербурга.

Ещё одна ниточка связывающая со вторым Римом - это мощи давнерусского князя Владимира, который имел непосредственную связь с Византией. Дело в том, что все русские самодержцы обязаны были побывать в Киеве после коронации в Москве - для "почётного приложения к ковчегу с головой Равноапостольского князя". Спешили с этим, потому что была примета: кто этого быстро не сделает, тот на престоле долго не усидит. Особенно спешили те, кто захватил власть не легитимным путём, - Катерина I, Александр I, Николай I. Последний даже пожертвовал "золотой покров с орлами и горностаями" на ковчег. Но эта ниточка оборвалась в советское время. Ковчег хранился в Музейном городке, так называли Киево-Печерскую лавру в 20-30-тые года. Все украшения с него украли, некоторое время мощи не демонстрировали. В 1938 году голову князя вывезли в Москву, а мощи уничтожили. Говорили, голова попала в лабораторию реконструктора Герасимова, но тот открещивался от этого. Возможно, голова исчезла в фондах Атеистического музея, который размещался в Казанском соборе в Ленинграде. Во всяком случае, и эта связь с третьим Римом разорвана.

"Шапок Монамаха" две. Вторую сделали когда провозглашали на трон Ивана Алексеевича и и Петра Олексеевича. Копию сделали в Москве западные ювелиры. Эту "малую шапку второго наряда" одел Пётр. Может именно поэтому его потянуло на запад? Во всяком случае, в дальнейшем новоиспечённые цари одевали императорский венец, а старая каноническая шапка только присутствовала. В Москве всегда любили "по богатому." Поэтому по количеству и стоимости камней, как утверждают, превосходила короны Германии, Франции, Венгрии. Не странно, что в историческом музее это самый дорогой экспонат.

Но, вероятней всего, эта шапка была изготовлена мастерами Золотой Орды. И была она женским украшением, которою после некоторой переработки (добавили крест, сняли женские подвески, понизу обшили мехом) и назначили на "шапку Мономаха". Сложный рисунок убора с тоненькой золотой проволоки, который напоминает мотивы листьев, очертания лотоса и звезды Давида с двенадцатью лепестками розетки, которая вписана в неё, часто встречается в предметах болгарского и среднеазиатского искусства золотоордынского периода. Например, подобный головной убор был найден в Симферопольском кладе. Его составной была тканевая основа, обшитая 19 фигурными бляшками, декорированная жемчугом, сапфирами, изумрудами, аметистами.

27-1(34).jpg
(*)

Относилась она к тому же периоду Золотой Орды, очень напоминая славноизвестную "шапку". О том, как восточная шапка могла попасть в Москву существует ещё одна легенда. Московский князь Юрий Данилович полюбил сестру хана Узбека. Куншеке, так звали возлюбленную, приняв христианство, стала Агафьей. Но счастье было не долгим. Как это было принято в те времена княгиню отравили в 1317 году, а её любимого убили в 1325 году в Твери. Ну а свадебное украшение осело в сундуках Ивана Калиты, ожидая на своё идеологическое возрождение. А возможно, Калита получил шапку от хана Узбека как плату за предательство, принявшего участие в 1327 году в разгроме антитатарского восстания в Твери?

В 2002 году к своему 50-летию группа российских ювелиров сделала за 50 тысяч долларов копию "шапки Мономаха".

апвот50-50жизньисторияpsk
1433
765.939 GOLOS
0
В избранное
Пашка
пишу
1433
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (9)
Сортировать по:
Сначала старые