Выживут ли древние ремесла в цифровую эпоху?

Современные технологии переделывают весь привычный мир вокруг нас. Традиционные мелкие производства заменяются огромными фабриками и заводами, годовые удовлетворять спрос на ту или иную продукцию в планетарном масштабе. Глобализация вытесняет привычные формы, но по-прежнему велик спрос на вещи, сделанные теплыми человеческими руками, или как говорят за границей - хэндмэйд. Будет ли продолжаться так и дальше, или технологии превзойдут человека и в создании кустарных поделок? Подождать осталось совсем немного, а пока что несколько историй про ремесленников Новой Зеландии.

Гитара своими руками


Источник: http://www.nzherald.co.nz

Однажды Тревор Бинфорд взял в руки гитару, которую он мастерил в течение нескольких недель, и понял, что она звучит не так хорошо, как бы ему этого хотелось. Несмотря на долгие часа вытачивания, склеивания и шлифования, он с досады бросил ее в океан.

Вы можете себе представить подобную реакцию работника гитарной фабрики Yamaha в китайском Гуанчжоу, где тысячи одинаковых экземпляров производятся каждый день? Нет. Автоматизация производства позволила сделать процесс настолько точным и эффективным, что каждое изделие получается практически идеальным по всем техническим параметрам. На это неспособны человеческие руки, не говоря уже о сравнении финансовых затрат и времени на создание гитары.

Тогда почему же Бинфорд продолжает свое дело, в поте лица производя штучный товар - акустические, гавайские и бас-гитары? Он тратит целые недели чтобы создать один музыкальный инструмент, подобно древним средневековым мастерам.

Ответ, говорит Бинфорд, будет очевидным для настоящих ценителей гитар. Некоторые люди готовы заплатить тысячи долларов за один уникальный инструмент, несмотря на то, что в музыкальном магазине можно взять обычную качественную гитару за пару сотен баксов

Бинфорд является мастером по изготовлению струнных инструментов (в английском языке для обозначения этой профессии есть даже специальное слово - luthier), он специализируется на джазовой акустике, и обычно проводит примерно месяц, работая над одной гитарой, цена которой составит около 7000 долларов, если не будет заказана дополнительная отделка.

“Когда я работаю рубанком или стамеской, я не просто смотрю на происходящее, я слышу звук, который издает древесина, всего несколько движений могут все изменить - улучшить или наоборот испортить” - рассказывает он.

Мастер чувствует, как работает древесина, как она гнется - это настоящее искусство, которому нельзя обучить станок или робота.

Бинфорд вырос в Северном Мичигане, откуда он по-прежнему получает древесину для своих инструментов. Сначала он целый год учился на курсах по изготовлению гитар, а потом сумел пробиться в подмастерье к знаменитому мастеру Бобу Бенедетто. Для сравнения, его инструменты стоят более 40 000 долларов США - столько стоят бренд и и репутация Боба.

Бинфорд долго работал над каждым этапом создания гитары, стараясь создать свой собственный неповторимый стиль. В его скромной мастерской пронизывают воздух ароматы экзотических пород дерева, а инструменты выглядят так, как будто это антиквариат вековой давности.

Когда изделие окончено - Бинфорд оценивает звук и радуется, если он получился таким, как он задумывал, иначе результаты огромного труда можно выбросить на свалку, и тогда он в отчаянии. Но когда он слышит звучание, которое невозможно получить из магазинных инструментов, то он понимает - это именно то, что ждут от него клиенты, это то, ради чего он так долго работал, и это счастье.

Несмотря на то, что его сегмент на рынке очень маленький, у “Binford's luthiery” уже есть постоянная клиентская база, в основном из джазовых музыкантов. Они и обеспечивают его доход, кроме того, он занимается ремонтом инструментов и проводит мастер-классы.

Каждая гитара уникальна по своему звучанию, несмотря на то, что они могут быть сделаны из одних и тех же деревянных заготовок и размеры могут быть одинаковыми. И это то, за что покупатели ценят его продукцию, многим уже надоедает массовое производство, и даже обычные любители могут позволить себе купить гитару у Бинфорда, особенно в подарок.

Его ремесло стало редким, даже энтузиасты стараются сокращать время на изготовление одного инструмента, поэтому у Бинфорда мало конкурентов, делающих действительно предметы искусства.

Вперед в бронзовый век


Источник: http://www.nzherald.co.nz

Этому ремеслу уже более 5000 лет, но бронзовые фигурки, сделанные литейщиком Джонатаном Кэмпбеллом из Веллингтона, раскупаются быстрее, чем он их может сделать.

В наше время, когда целый автомобиль может быть напечатан на 3D-принтерах, кажется, что не осталось места древним технологиям. Но произведения Кэмпбелла стали настоящим искусством, сложные замысловатые фигуры завораживают ценителей красоты.

Кэмпбелл начинал как скульптор, а создал свою литейную мастерскую еще в 1991 году, он хотел делать свои собственные неповторимые вещи, и к счастью они имели большой коммерческий успех у публики, ценящий современное искусство.

Невероятным спросом пользовались его вещи в то время, когда съемочная группа Питера Джексона приехала в Веллингтон для съемок фильма «Властелин колец». Он делал на заказ множество статуй, бесчисленные кубки и даже медали трофеи к знаменитой регате “Кубок Америки”, впервые состоявшейся у Новой Зеландии в 2000 году.

Для работы Кэмпбелла требуется печь, которая нагревает металл до 1100 ° C, а также печь для керамики, там температура меньше - 800 ° C. Бронза обладает множеством ценных характеристик - она красиво плавится, ее можно сварить и к тому же она не ржавеет. Это значит, что ваше изделие сможет существовать практически вечно, до апокалипсиса.

Кэмпбелл любит свою работу, особенно момент, когда ломает керамическую оболочку, в которой находится застывшая бронзовая фигура. Хотя ремесло это физически тяжелое и опасное. В первые несколько лет он был постоянным клиентом скорой помощи. Однажды в неподходящее время зазвонил телефон, он вынул руку из жаростойких перчаток, поговорил, а потом прикоснулся к раскаленному металлу.

Во всей Новой Зеландии есть всего несколько человек, которые владеют литьем бронзы. Этой технологии уже 5000 лет и наверняка часто говорили, что она отомрет при изобретении новых технических процессов, но все же она по-прежнему востребована. Хотя Кэмпбэлл и признался, что у него есть знакомые, занимавшиеся моделированием, которые лишились работы из-за наступления компьютерных технологий.

Симметрия скучна


Источник: http://www.nzherald.co.nz

Как ювелир, работающий в крошечной студии у себя дома может конкурировать с огромными заводами, способными в течение дня выпускать тысячи обручальных колец?

Дебра Фаллоуфилд говорит, что этого и не нужно делать, нужно занять свою нишу произведений, сделанных вручную, и она этого добилась, став известной даже на международном уровне.

Большинство ювелирных изделий сейчас - это массовый продукт, множество копий макета, созданного с помощью автоматизированного проектирования на компьютере, Фаллоуфилд же творит, оставляя на украшениях отпечатки своих рук, и каждое из них будет уникально.

Даже если она повторяет дизайн кольца, каждый раз оно будет выглядеть немного по-другому. Дебра мастер-самоучка, использующая традиционные давно известные методы изготовления ювелирных изделий, которые существовали еще с незапамятных времен.

Она рассказывает, что в основном применяет три приема: ковка - нагревание металла и формирование изделия молотком, обрезка и чертовски много шлифовки. Это тяжелая, грязная работа, нужно сменить десяток разных наждачных бумаг, прежде чем перейти к финишной полировке.

На создание простого кольца может потребоваться всего несколько часов, а сложное изделие занимает несколько дней работы. На крепление каждого камня уходит от 20 до 30 минут, поэтому если в вашем украшении их десятки - то оно точно изготавливалось очень долго.

Несмотря на то, что она живет на краю мира, в Новой Зеландии, ее клиентами являются жители всей планеты, от Австралии до Аляски. В этом сейчас помогает интернет, позволяющий общаться напрямую. Люди понимают, что они получат не ширпотреб, а эксклюзивную вещь, видят это вживую и поэтому они готовы заплатить немного больше, чем обычно.

Но ремесленники, такие как Фаллоуфилд должны как-то достучаться до клиентов, пройти “последнюю милю”, чтобы рассказать о своем товаре. Поэтому кроме собственно производства ювелирных изделий ей нужно вести поиск клиентов, завоевывать свою нишу, продвигать свой товар.

После того, как бизнес пошел в гору, ее муж бросил свою строительную специальность и присоединился к супруге. Первое время он был недоволен, когда видел ее несимметричные вещи, он привык, что в зданиях все должно быть прямо и ровно, но это тот шарм, который и придает ценность вещам, сделанным вручную. Симметрия может быть весьма скучной - Дебре нравится текучесть форм, ее произведения выглядят грубоватыми, незаконченными.

Есть ли у традиционных украшений будущее? Фаллоуфилд считает, что да, она видит усиливающий спрос на подобные произведения. Ювелирные заводы даже пытаются подделывать хэндмэйд, придавая своим изделиям его характерные черты. Ремесленников это раздражает, но в то же время они рады такому тренду и спросу на свою продукцию.

Text.ru - 100.00%

бизнестехнологиипскpsk
25%
3
1030
1233.732 GOLOS
0
В избранное
marina-nilova
На Golos с 2017 M10
1030
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (9)
Сортировать по:
Сначала старые