Я - водяной, я - водяной!
Суммируя личный опыт и знания, почерпнутые из литературы, хочу сделать небольшой доклад на тему влияния выдержки при съемке воды на результат.
Итак, начнем с того, что наиболее реалистично вода передается на фото при выдержках в 1/60 – 1/125 секунды. Не знаю точно, из-за чего так, вероятно это связано с физиологией работы нашего зрительного аппарата. При 1/60 секунды вода не замораживается полностью… У быстрых потоков есть пластичные- размытые части и есть те, что находятся в резкости. Это разнообразие так же работает на ощущение реалистичности.
Если снимать на более длинных выдержках, к примеру 1/15 или 1/8, то поток воды размоется. Кроме того, появится эффект тумана или такого интересного размытия в тех местах, где в реальной сцене были всплески. Для такой съемки желательно уже иметь штатив или как-то фиксировать камеру.
Добавлю, что при съемке со штатива у вас появляется возможность использовать еще более длинные выдержки. Это дает еще более интересные творческие возможности. Волнующееся море, к примеру, можно превратить в спокойную гладь.
Единственный момент, который ограничивает нас в этом случае – общая освещенность. Есть дело происходит днем, то у нас будет проблема, так как слишком много света попадет через объектив на светочувствительный материал (матрицу или пленку). Света днем так много, что даже закрытая полностью диафрагма не решает проблему.
Есть решение. К примеру, применение затемняющих фильтров. Это, так называемые, ND (нейтральный фильтр). Они не вносят (должны не вносить) изменений в картинку, но снижают количество света, проходящего на матрицу(пленку). Бывают еще градиентные ND фильтры, которые имеют градиентное затемнение. К примеру, перекрыть небо таким фильтром и можно увеличить выдержку для проработки земли в пейзаже.
От длинной выдержки перейдем к короткой.
Считается, что при выдержках от 1/250 до 1/500 секунды вода замораживается. С одной стороны это так, с другой совсем не так. Если у вас вода двигается с большой скоростью и летят брызгами, то 1/500 может и не хватить. Когда снимают красивые всплески воды в студии, то используют специальный студийный генераторный свет. Там длина импульса вспышки очень короткая (к примеру 1/6000).
Некоторые накамерные вспышки тоже умеют делать очень короткий импульс, правда за это приходится платить мощность. Чем меньше мощность, тем короче импульс.
Но, при реальной съемке, возможно получить интересные кадры, даже если пойти вопреки теории. Те же всплески воды или капли могут получиться красивыми даже на не очень короткой выдержке, если удастся поймать воду в тот момент, когда брызги в некой верхней точки и их скорость минимальна.