Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
yamoskva
5 лет назад

«Город на память». 214. Плющиха и дом культуры «Каучук»

9 января 2016 года
Фотопроект «Город на память». 214. Плющиха и дом культуры «Каучук»

В 1927–1929 годах Константин Мельников спроектировал здания клубов для рабочих фабрик «Буревестник» и «Свобода», клуб фабрики имени Фрунзе, клуб имени И.В.Русакова. На Плющихе мастер конструктивизма построил здание клуба завода «Каучук», в котором находился зрительный зал на 720 мест, а к главному корпусу примыкали боковые корпуса, в одном - комнаты для занятий в кружках (рисование, художественная самодеятельность), в другом - физкультурный зал. Сейчас клуб закрыт на реставрацию.

Дом культуры расположен в самом конце Плющихи, путь к нему лежит мимо особняков и доходных домов, через стадион и сквер.

Вот № 44 — жилой дом (начало XX века, архитектор А.Елин) был надстроен двумя этажами в 1950-е годы.

На улице Бурденко (бывший Грибоедовский переулок) можно увидеть одну из старейших деревянных построек Москвы - небольшой одноэтажный дом с мезонином, особняк коллежского советника Г.Палибина, построенный в 1818 году. В советские годы реставраторы сделали немало ценных открытий, они обнаружили редчайшие ампирные бумажные обои с подложкой из слоя документов, печку с яркими изразцами. В ходе реставрации были заменены полусгнившие стропила и балки перекрытия, укреплены стены подвалов, восстановлена утраченная оконная и дверная столярка. Об истории особняка можно прочитать на сайте: http://um.mos.ru/houses/zhiloy_dom_g_a_palibina/

№ 53 — доходный дом А.Баумгартен (1913—1914, архитектор Д.Челищев). До революции на первом этаже работал электротеатр (кинотеатр), а в советское время открылись продуктовые магазины и сберкасса. Квартиры были коммунальные - пять комнат, коридор, кухня. В 1990-е годы в ходе капитального ремонта деревянные перекрытия заменили на железобетонные.

№ 55 — доходный дом (1913, архитектор Г.Олтаржевский)


1988-1989 гг.: https://pastvu.com/p/159476 Автор: И.Нагайцев

За доходным домом высится бастион Академии Генерального штаба РККА. Массивное здание возвели в 1932-1937 годах по проекту архитекторов Льва Руднева и Владимира Мунца, позднее за главным зданием выросли корпуса офицерских общежитий.


1913-1914 гг.: https://pastvu.com/p/18372 Автор: Э.В.Готье-Дюфайе. Строилось военное ведомство не на пустом месте - под снос пошли старинные особняки, например, правое крыло Академии стоит на месте особняка профессора медицины В.Рота (вокруг Клинического городка было немало домов, в которых жили преподаватели старейшего медицинского вуза).

Пока на Девичьем поле не построили Клинический городок, здесь проходили массовые народные гулянья, а позднее на месте демонтированных шатров и балаганов был разбит сквер. И вот в нём сохранилась диковина - построенный ещё до революции общественный туалет. Если верить авторам справочного ресурса wikimapia, это «единственный из сохранившихся общественных туалетов того времени (или как их тогда называли «павильон ретирады») проекта архитектора М.Геппенера». Адрес этого действующего и бесплатного заведения: Плющиха, 57.

Местный стадион основан в 1909 году и в разные периоды назывался «Красная Роза» (по названию фабрики по соседству), «Красное знамя», «Спартак». С 1972 года стадион находится в ведении Первого Меда и носит название «Буревестник» (так в СССР называлось всесоюзное добровольное спортивное общество, которое объединяло студентов и профессорско-преподавательский состав вузов).


Стадион «Красная Роза». 1933 год: https://pastvu.com/p/73557 Источник: архив М.Юрьева. Неизвестно, какую команду представляют эти футболисты, наверное, одного из ближайших заводов. Кстати, в 1928 году в команде завода «Каучук» начинал спортивную карьеру защитник Виктор Соколов, позднее с успехом игравший в составе московского «Спартака».

Храм Воздвижения Креста Господня (Крестовоздвиженская церковь, 1-й Тружеников переулок, 8, строение 3) был заложен в 1640 году в начале глубокого оврага, прорезающего верхнюю террасу левого берега Москвы-реки. В 1658 году был освящен главный престол каменного храма. Позднее храм не раз перестраивался и нынешний вид приобрёл к 1894-1895 годам. Большинство прихожан на тогдашней окраине города были дворовыми людьми, ремесленниками, солдатами. Однако принадлежали к приходу и представители знаменитых дворянских фамилий Мусиных-Пушкиных, Шереметевых, Долгоруких. Здесь венчались Антон Чехов и Ольга Книппер. Как и большинство московских храмов, вскоре после революции его разграбили безбожники, только серебра вывезли 400 пудов. Колокольня была снесена, а в перестроенном храме обустроили сначала общежитие, а потом приспособили помещение под фурнитурный цех швейного объединения «Москва». В 1992 году храм вернули Русской Православной Церкви и за несколько лет прежний архитектурный облик был восстановлен. Сайт храма: http://www.hramkresta.ru/


1882 год: https://pastvu.com/p/16136


1986 год: https://pastvu.com/p/144142 Автор: И.Нагайцев

Дом № 58


Дом № 62


№ 62 строение 2 — особняк профессора В.Снегирёва (1893—1894, архитектор Р.Клейн)
Профессор медицины Владимир Снегирев, купивший усадьбу в 1890-х годах, заказал проект её перестройки архитектору Роману Клейну, который придал дому романтический вид в духе европейского средневековья. Особняк спрятался во дворе, граничащем с садом Дома культуры «Каучук». На старых фотографиях в саду среди гипсовых скульптур гуляют пионеры. Сейчас это - странное место, ухоженное, с оборудованной спортплощадкой, но безлюдное, потому что попасть сюда возможно лишь через калитку с кодовым замком. Из сада доступен лучший вид на особняк Снегирёва, который тоже со всех сторон ограждён забором.

Дом культуры «Каучук», Плющиха, дом 64


1928 год: https://pastvu.com/p/89227

Проект Константина Мельникова предусматривал экспериментальное инженерное решение: когда главный зал не использовался, из партера на уровень балкона поднимался горизонтальный щит, деля пространство на два этажа. Таким образом появлялось место для новых аудиторий и кабинетов. Но из-за сложности конструкции от этого эксперимента в итоге отказались. По внешней дуге зрительного зала над партером расположены два балкона без промежуточных опор и перемычек, расчёты балконов были произведены инженером Г.Г.Карлсеном. На крыше размещался балкон-терраса, с которой открывался вид на Девичье поле.

При открытии клуб получил название «Имени 10-летия Октября», а в 1960—1990-х годах назывался Дом культуры завода «Каучук». В начале 1950-х годов в ходе капитального ремонта были утрачены оригинальные интерьеры. Ремонт изменил первоначальный замысел архитектора, разрушив присущее конструктивизму единство функций и формы: был расписан потолок зрительного зала, в интерьеры большинства помещений и коридоры клуба внесены элементы лепного декора, чуждые духу конструктивизма. В зрительном зале ДК завода «Каучук» снимались эпизоды фильма «Берегись автомобиля».

С 1981 по 1984 год здесь располагался московский театр «Сфера», а позднее ресторан и арт-центр, причём арендаторы не выполняли условия договора и довели здание до аварийного состояния. Реставрация дома культуры, о которой пресса писала ещё в 2008 году, изрядно затянулась, но появилась надежда на её скорое завершение. Предполагается открытие семейного культурного центра с выставками, кинопоказами, занятиями в кружках и студиях.


Зрительный зал. 1929-1930 гг.: https://pastvu.com/p/88633


Спортивный зал. 1929-1930 гг.: https://pastvu.com/p/88635


Фойе. 1950 год: https://pastvu.com/p/102116


Зрительный зал. 1983 год: https://pastvu.com/p/102115

С крыши открывается панорама Девичьего поля.
С историей Плющихи можно также ознакомиться на сайте: http://moscowwalks.ru/2013/03/27/plushiha/

Фотографии: Евгений Чесноков и https://pastvu.com

В следующем сюжете - Электрозаводская улица...

0
20.185 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (1)
Сортировать по:
Сначала старые