Домовая роспись - что это?
Два года я занимаюсь интересным проектом совместно с Соликамским краеведческим музеем. У них есть коллекция домовой росписи.
Сначала мы сделали виртуальную экскурсию с мультфильмом, для которой я писала сценарий, а сейчас мы выходим в оффлайн. Будем строить Галерею домовой росписи Прикамья. И как это у меня бывает, я погрузилась в тему росписи по дереву и так и не вылезла. Приглашаю и вас узнать больше об этом.
Когда это было?
Исследователи говорят, что обычай расписывать дома у крестьян на Урале появился в середине XIX века. Причина тому простая, в конце XVIII века избы нередко топились по-черному. Соответственно, изба была покрыта сажей изнутри, из-за маленьких окон там было темно, так что расписывать там было нечего. Широко этот обычай мог распространиться только с появлением «белых изб» с большими, остекленными окнами.
Конечно, были и более ранние находки расписных домов, в городах русского Севера, Поволжья XVIII столетия.
Что рисовали?
В каждом регионе были свои особенности по цветовому оформлению и по сюжетам, которые изображали. Даже окрашиваемые области дома в зависимости от географии менялись. В Прикамье чаще рисовали орнаменты из цветов и листьев, фигуры людей и лошадей и птиц. И расписывали больше двери, простенки, печное убранство и мебель. Например, зверей и птиц обычно располагали на двери, печи и самых видных простенках. Чем дальше на урал, тем активнее роспись захватывала стены и потолок.
У изображений были свои символические значения. Лев считался обереговым символом – защитником дома. Обереговую функцию имели и разные птицы: филин, павлин, тетерев, петух и др. Цветущие кусты символизировали цветущий райский сад и древо жизни. Все это размещалось на ярком красноватом фоне.
изображение льва на голбечной двери из фондов Соликамкого краеведческого музея.
Кто расписывал дома?
Мастеров, занимавшихся росписью, звали красильщиками или крашельщиками. Красильщики ездили по определенным маршрутам, у каждого был свой «путик». Разъезжали по крашельным работам обычно в свободное время от полевых работ.
В Соликамском уезде, в основном, работали пришлые мастера с Вятки. Например, известный мастер Иван Павлов, он везде ставил свою подпись «красилъ Иванъ Павловъ въ Вятской губернии». Поэтому, элементы домовой росписи Соликамского района схожи с Вятскими - много мастеров было оттуда. Разве что, у нас меньше мотивов с животными и бытовыми сюжетами, но больше сюжетов с птицами и цветами. Были, конечно, и свои мастера, но они остались безымянными. Но при изучении работ, можно выявить особенности «кисти».
Мастер работал с подмастерьем, обычно, это был ребёнок, который учился мастерству на практике: растирал краски, закрашивал фон. А вот роспись делал сам мастер. Работали масляными красками, олифу мастер готовил сам и этот процесс был очень важным, от качества олифы зависела прочность окраски.
Как рисовали?
Сначала доску нужно было подготовить к работе высушить и окрасить. Окрашивали поверхность несколько раз. После грунтовки мастер приступал к созданию самого рисунка.
Красильщик создавал орнамент сразу, без особой прорисовки, «на глаз». Сначала делал «подмалёвок» основных пятен, последовательно от крупных к мелким. Главным инструментом для этого этапа работы чаще всего были пальцы мастера.
⠀
Подмалевок прорисовывали кистью, один край которой обмакивали в краску подмалёвка, а другой в белила. Такой приём в уральской росписи назвали «разбелом», «оживкой».
Кистью проводили так, чтобы белила шли по внешнему контуру, благодаря чему чистые цвета смягчались. Завершали роспись черные или цветные «приписки» и «травки», которые объединяли основную композицию с фоном.
А дальше я расскажу о коллекции музея.