Такой Древний Египет: Неурожаи, грабежи и взяточничество
Ежегодные низкие разливы Нила и плохие урожаи в сочетании с бюрократической неповоротливостью и взяточничеством в конечном итоге породили голод. Работа в царских гробницах замерла, и ремесленники, лишенные своего месячного пайка, вновь не выходили на работу. Некоторые работники, в отчаянных поисках любого дополнительного дохода, который позволил бы им выменять что-нибудь на еду, судя по многочисленным источникам, принялись грабить частные кладбища, которые окружали их деревни...
Другие шайки грабителей гробниц, которые ранее годами грабили могилы в Фивах, теперь бродили вверх и вниз по Нилу, расхищая гробницы вдоль всего берега реки. Власти ответили усилением охраны могил и царских гробниц. Но охрана, однако, обычно удовлетворялась тем, что двери гробниц были не тронуты, а печати не взломаны, в то время как грабители неизменно проникали в склеп через подкоп в задней стене. В тех редких случаях, когда кого-то действительно арестовывали и обвиняли в грабеже гробниц, злодей часто мог откупиться от тюрьмы тем, что просто делился с нужными чиновниками своей добычей.
Для воров, многие из которых орудовали организованными шайками с разделением функций их членов, было только вопросом времени обратить внимание на более богатую добычу — гробницы египетских царей и цариц. К тому времени так много правительственных и храмовых чиновников (тех самых людей, которые отвечали за охрану гробниц) были связаны с ворами, что грабежи фактически были официально санкционированы. Комиссия для расследования все растущих слухов о грабежах в царских гробницах была назначена только на 16-м году правления Рамсеса IX. Ее работа закончилась арестом горстки, скажем так «Козлов отпущения», и грабежи похоже быстро вернулись на круги своя.
Однако в следующем году Аменхотеп, отныне верховный жрец Амона, и градоначальник Фив удвоили усилия в попытке доказать широко распространенные слухи, что за кражами стояли некоторые из строителей гробниц. Восьми ремесленникам позже предъявили обвинение в ограблении гробниц, и документы того времени свидетельствуют, что у этих восьми человек были найдены драгоценности, украденные из гробницы царицы Исиды, жены Рамсеса III. Порка и дыба, которые входили тогда в официальную процедуру допроса, вынудили дать неизбежные признания. Правда, судьба преступников осталась неизвестной. Зловещим знаком является то, что имена этих людей больше не появлялись в летописях деревни, а слова еще одного обвиняемого в ограблении гробниц, 30 лет спустя, дают возможность предположить, что эти восемь воров заплатили за преступление своей жизнью. «Я был свидетелем того, какому наказанию подверглись грабители при чати Кэмвесе. Неужели я рискнул бы навлечь на себя такую смерть?»
Это ограбление, оставшееся, как и многие другие, нераскрытым, принесло грабителям золото, серебро и медь наряду с драгоценностями, тканями, благовонными маслами и мебелью. Часть добычи стала личной собственностью воров, но большая часть влилась в рынок, где ее обменяли на товары и услуги. Фактически, как свидетельствовали признания, выбитые из восьми воров, доходы от грабежа гробниц путем откровенных взяток и оплаты различных товаров и услуг проникали практически во все слои фиванского общества. Смерть Рамсеса IX после 18-ти лет на троне и восшествие на престол еще одного Рамсеса в 1109 г. до н. э. вовсе не остановили поток награбленного в гробницах. Более того, при Рамсесе Х страна продолжала испытывать серьезную нехватку продовольствия, к тому же теперь усугубленную засухой в Нижней Нубии.
В начале своего правления Рамсеса XI Египет находился на грани анархии — это время было так ужасно, что позже один из годов поминали особо — как Год Гиен. Грабежи гробниц стали обычным явлением, а сами храмы — объектом нападения шаек потерявших стыд бандитов, которые рыскали по Фивам, врываясь в здания и похищая оттуда сокровища. Только с дверей храма Рамсеса II содрали более 45-ти килограммов золота и серебра. Даже жрецы и другие храмовые чиновники принимали участие в ограблениях, растаскивая все, что можно было унести.
Верховный жрец Амона Аменхотеп, власть которого была уже только номинальной, обратился к царю за помощью. Но вместо того, чтобы послать войска южнее Дельты, Рамсес XI приказал Панехеси, наместнику Нубии, двинуть военные силы на север. Наместник быстро навел порядок в Фивах и вскоре приказал провести расследование краж в гробницах и храмах, хотя незадолго до этого его собственные нубийские войска принимали участие в грабежах. Похоже, что Панехеси на время отрешил Аменхотепа от его обязанностей, судя по одному папирусу, который отмечает девятимесячное низложение верховного жреца. Еще один папирус многозначительно ссылается на этот период как на «войну с верховным жрецом». Хотя Аменхотеп и был позднее восстановлен по приказу Рамсеса XI, Панехеси сохранил за собой административный контроль над Верхним Египтом и, по-видимому, правил следующие несколько лет без особого вмешательства со стороны царя.
Налоговый документ и письмо из канцелярии фараона свидетельствуют, что даже на 17-м году правления Рамсеса XI Панехеси все еще был у власти в Фивах. Но к 19-му году правления Панехеси стал «Врагом государства», и впоследствии его имя всегда употребляется вместе с иероглифом, который обозначает «Враг» или «смерть».
Обстоятельства, при которых Панехеси впал в немилость, неизвестны, но есть сведения, что в какой-то момент он возвратился в Нубию. Его полномочия перешли к военачальнику по имени Херихор. Он стал не только командующим армией, но также и верховным жрецом Амона и наместником Нубии. Насколько я знаю впервые в египетской истории все три должности занимал один человек. К ним он добавил пост чати Верхнего Египта. Один черепок более позднего времени характеризует Херихора как «командующего во главе всей египетской Армию», и его потомки унаследуют этот титул вместе с титулом верховного жреца.
Власть Херихора была так велика, что через несколько лет он превзошел даже Аменхотепа, прежнего верховного жреца тем, что без стеснения изобразил себя в образе фараона как по званию, так и по облачению на стенах переднего двора храма Хонсу в Карнаке. В одном из картушей он даже зашел настолько далеко, что притязал на божественное происхождение. Еще позже его зять и наследник Пианх противопоставит свою власть власти Рамсеса XI и пренебрежительно спросит в письме: «Ну и кого сейчас еще превосходит величием фараон?»
Но вопреки властным претензиям Херихора и дерзости Пианха, Рамсес XI обладал верховной властью фараона, а царский титул Херихора существовал только на стенах храма Хонсу. В действительности, поскольку управление Верхним Египтом находилось в надежных руках Херихора, царь чувствовал себя на престоле настолько прочно, что на 19-м году своего правления провозгласил «Обновление», дословно «повторение, рождение» — фактически он обратил время вспять для оставшихся лет своего царствования. Таким образом, 19-й год стал первым годом «обновления». Так случилось, что порядок и процветание вернулись в Египет по меньшей мере на время, так как разливы Нила вернулись к нормальному уровню. Даже положение в экономике улучшилось, во многом благодаря вливанию награбленных в гробницах товаров, которые на рынке оказали положительное влияние на обуздание инфляции и снижение цен на зерно.
Провозгласив новую эру, Рамсес II решил прояснить кое-какие старые дела. Он приказал провести тщательное расследование грабежей в гробницах и храмах в Фивах за 10 лет до этого, в Год Гиен. Цapeм была назначена комиссия, состоящая из придворных, и она быстро начала собирать показания и заявления свидетелей.
Большая часть показаний не дошла до нас, но заявления свидетелей были обнаружены в 1850 году, когда из-под земли извлекли два сосуда, содержащих по нескольку свитков папируса. В течение долгих последующих лет папирусы периодически продавались и покупались, пока не осели окончательно во многих музеях. Затем большинство текстов было отложено в запасники после того, как их иератическое письмо не поддалось расшифровке. Там они и пребывали в ожидании нового поколения египтологов, обладающих достаточными знаниями для их перевода.
Человеком, который в конце концов смог расшифровать папирусы, был молодой англичанин Т. Эрик Пит. Два папируса были опубликованы в 1920-х годах. Десятилетие спустя, всего за 4 года до своей безвременной смерти в 1934 году, Пит закончил свои исследования и опубликовал их результаты в «Великих ограблениях гробниц во времена ХХ династии».
Переведенные Питом папирусы сообщили, что комиссия взяла показания у представителей всех слоев фиванского общества. Было арестовано более ста подозреваемых в воровстве, так же как и жены тех, кто имел дерзость умереть за годы, которые протекли с тех пор, как они совершили свои преступления. Всех допросили, а некоторых подвергли более суровому дознанию при использовании обычных способов давления: «розги, палки и винта». Неудивительно, что многие с готовностью признались.
Сохранившиеся документы также свидетельствуют, что следователям часто удавалось выяснить судьбу похищенного. Кое-что было действительно возвращено во время первого расследования, проведенного Панехеси за 10 лет до этого. В некоторых случаях украденное было мелочью, например, не большое количество металла, найденное у жены одного ремесленника. Впрочем, даже такие незначительные предметы имели ценность на процветающем черном рынке того времени.
Еще одна женщина отрицала, что она купила слуг за украденное серебро, и пыталась убедить комиссию, что она заплатила за них финиками, которые собрала в своей пальмовой роще. Еще она утверждала, что найденное у нее серебро вовсе не краденое, а получено ею «В обмен на ячмень в Год Гиен, когда был голод». На допросах другие воры признавались в том, что обменивали добычу на все: от меда и рабов до земли. Несколько обвиняемых использовали добычу, чтобы уплатить долги, в то время как другие, такие, как один вор, который открыто хвалился своими подвигами в присутствии царского писца, совершали выплаты другого рода. Когда писец пригрозил, что донесет о том, что услышал, верховному жрецу Амона, вор сделал то же, что мог сделать в этой ситуации любой другой вор. «Итак, мы взяли три кольца весом в 27 г золота и дали его царскому писцу Сетехмесу». Как мы видим: «Ничто не ново под луной».
Иллюстрации к статье взяты из сети интернет
Инфо взято из личных конспектов и той же сети интернет
В тексте присутствует некоторая авторская вольность