«Ecce Homo. Как становятся сами собою». Откровения Фридриха Ницше
Если бы Заратустра оказался на Голосе… (просто мысль вроде эпиграфа)
Я тут накануне писала о Маяковском, хотя хотела начать персональный литературный конкурсный крокофлешмоб с другой недавно прочитанной книги, которая задела. Что вы, люди, знаете о Ницше?
Конечно, любители философии и литературы, а также почитатели декаданса непременно вспомнят Заратустру. Если эти познания из курса вузовской философии, выбросите их в урну. И попробуйте познакомиться с Ницше сами. И с его Заратустрой тоже.
Кстати, неплохой ник для блога. Если бы я Ницше жил сегодня, блогер Zaratustra имел бы сотни подписчиков, ловил хайп и периодически был атакован флагами. Что и происходило во времена великого мыслителя. Он был гоним и почитаем. Его даже назвали идеологом фашизма. Хотя… каждый прочел его так, как смог, и понял идею Сверхчеловека так, как хотел понять.
Ясно одно – Ницше в свое время залепил хорошенькую «пощечину общественному вкусу» - выражаясь словами того же Маяковского и его футуристской компании.
Но я сейчас о другой книге.
«Ecce Homo. Как становятся сами собою» - незавершенное творение Фридриха Ницше, которое, на мой взгляд, стоит прочесть (легче – послушать в аудио) каждому, кто, земную жизнь пройдя до половины, вдруг очутился в сумрачном лесу. Философ в ней оказывается не далеким и холодным, а думающим, чувствующим, переосмысливающим пройденное и понятое. Любителям учебников по личностному росту и искателям емких цитат - «Ecce Homo» в помощь.
У каждого Христа – свой Понтий Пилат. А у Сверхчеловека – кто?
Как многим известно, «Ecce Homo», то есть «Се человек» - классическое высказывание Понтия Пилата об Иисусе Христе. Далее пойдет цитата не из Ницше, но из Библии: «Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: «се, Человек!» Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: «распни, распни Его!» Пилат говорит им: «возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины».
«Ecce Homo» - называет Ницше свое наиболее значимое произведение, в котором раскрывается намного более, чем в других книгах. 45-летний философ начинает писать автобиографию, пытаясь одновременно понять себя, обнажая душу и рассказывая о том, как рождалась его философия.
«В тот совершенный день, когда все достигает зрелости и не одни только виноградные грозди краснеют, упал луч солнца и на мою жизнь: я оглянулся назад, я посмотрел вперед, и никогда не видел я сразу столько хороших вещей. Не напрасно хоронил я сегодня мой сорок четвертый год, у меня было право хоронить его – что было в нем жизненно, было спасено, стало бессмертным. Первая книга Переоценки всех ценностей, Песни Заратустры, сумерки идолов, моя попытка философствовать молотом – сплошные дары, принесенные мне этим годом, даже его последней четвертью! Почему же мне не быть благодарным всей своей жизни? – Итак, я рассказываю себе свою жизнь», - пишет Ницше.
До конца жизни Ницше пытался дописать свою автобиографию, но так и не смог одолеть этот труд. Она осталась нам в виде разрозненных заметок. Из которых каждый, при желании, как из пазлов, может составить свою картину.