Фридрих Ницше. Развенчание мифов.

Наверное, в истории философии и литературы нет автора, более противоречивого и в то же время более цитируемого и многократно издаваемого, чем немецкий философ Фридрих Ницше. Его влияние на мыслителей и художников 20 века было огромно, но в СССР его книги не печатались, и все, что мы знали о нем, это то, что это нехороший человек, и вроде как предтеча или идеолог фашизма.

И всё-же, временами прорывалось, что писатели и художники так впечатлялись им, тогда почему? Они точно не фашисты. Вопросы оставались без ответа.

В Советском Толковый словаре Ушакова (издания 1940г) находим:
"НИЦШЕА́НСТВО - реакционное философское направление, проповедовавшее крайний индивидуализм, волюнтаризм, культ "сверх-человека", выступавшее против демократии и социализма. Ницшеанство - один из главных источников фашистской идеологии (по имени основателя, немецкого писателя 19 века Фридриха Ницше)"

Мое первое знакомство с Ницше состоялось в 1990г, когда я случайно купил его двухтомник в Риге. Время было интересное - в стране шел "книжный бум": после тухлого и мертвящего "совка" времен позднего Брежнева, когда в идеи коммунизма уже никто не верил, а книжные магазины наполнялись совершенно постной, «идеологически выверенной» макулатурой, вдруг стали появляться запрещенные ранее книги: Набоков, Булгаков, Платонов и …Ницще! 

Будучи книголюбом, я не мог пройти мимо последнего.

Думаю, мне тогда повезло – начать знакомство с философией именно с работ Ницше, поскольку нам преподавали в вузе только «марксистско-ленинскую философию», которая очень хороша в качестве снотворного, но абсолютно не побуждала к изучению философского наследия, как потом оказалось, довольно интересного. Я взялся за чтение книг Ницше, а дальше пошли открытия за открытием.

Развенчание мифов

Во-первых, удивило, что никакого "фашизма", национализма или расизма я в них не обнаружил, даже был «национализм наоборот» - Ницше явно не любил немцев, а на национальную и расовую принадлежность ему было совершенно наплевать! Странно: «предтеча фашизма», а немцев не любил - чудеса! Немцев он критиковал в основном за их обывательскую (филистерскую) сущность, меркантилизм, что ему было противно по сути.

Во-вторых, книги написаны так ярко и эмоционально, что были не похожи ни на одну из работ знакомых мне ранее философов. Здесь не было усыпляюще длинных и путанных сентенций Гегеля, очень умных и системных, но скучных рассуждений Аристотеля.

В сочинениях Ницще – мысль и чувства били ключом. Это не была философия, какой я её знал, это были сочинения талантливого писателя, размышляющего о сущности жизни, предназначении человека, морали и религии. Это были живые мысли, с которыми можно спорить, здесь было просто ощущение жизни, живой дискуссии.

Ницше бунтовал против устоявшихся форм жизни в современном ему обществе, а его идея «сверхчеловека» была мечтой о свободе духа. Ведь в каждом есть нереализованный потенциал, то, чем он не стал, а мог бы стать.

Когда я увидел впервые фотографии Ницще, кольнуло - сразу вспомнил усы Горького, нашего великого "пролетарского" писателя, который никаким "пролетарским", конечно же, не был… Он мечтал о "новом человеке", как и Ницше. "Песнь о Соколе", Буревестник, Данко Горького - чистое ницшеанство

Особенно мне тогда понравились книги "Генеалогия морали", "По ту сторону добра и зла" и «Автобиография», а знаменитая "Как говорил Заратустра" - не пошла. Я был под сильным впечатлением от прочитанного : мысли автора не отпускали, я постоянно к ним возвращался – то соглашаясь,то – полемизируя с ним.

В-третьих, оказалось, что так эти книги действовали не только на меня… Позже я узнал, что вся европейская "богема" начала 20 века была увлечена Ницше, для них это был прорыв к новому измерению. Очевидно, он смог сформулировать ярко и эмоционально то, что смутно ощущали мыслящие люди того времени, которые задыхались в рамках общепринятой морали, подавляющей свободу личности.

Фридрих Ницше и 20 век

Фридриха Ницше трудно отнести к какой-то определенной философской школе, он всегда -отдельно, с ним спорят все философы всех школ. О нем пишут трактаты все видные мыслители. Он не побоялся пойти практически против всех. Его философское учение пропитано протестом и обоснованными сомнениями во всех формах морали и религии.

Он оказал значительное влияние и на художников и писателей конца XIX — начала ХХ веков. Томас Манн, Герман Гессе (Германия), Кнут Гамсун (Норвегия), Андре Жид (Франция), Эптон Синклер, Джек Лондон (США). Последователями Ницше считали себя практически все русские писатели-символисты: В.Иванов, А.Белый, В.Брюсов, Л.Андреев. Ницше повлиял на поздние произведения Льва Толстого и на ряд русских философов: любимых мной Николая Бердяева и Льва Шестова, на творчество Владимира Маяковского и Максима Горького, неоднократно называемых критикой «ницшеанцами».

Сальвадор Дали, в своем "Дневник одного гения" писал: "Мне надо было превзойти Ницше во всем, даже в усах! Уж мои-то усы не будут нагонять тоску, наводить на мысли о катастрофах, напоминать о густых туманах и музыке Вагнера. Нет, никогда! У меня будут заостренные на концах, империалистические, сверхрационалистические усы, обращенные к небу, подобно вертикальному мистицизму, подобно вертикальным испанским синдикатам."

Краткая биография

Фридрих Ницше родился в 1844 году в маленьком городке недалеко от Лейпцига (тогдашняя Пруссия), в семье потомственного лютеранского пастора. Отец умер, когда Фрицу было 4 года.

Все предки Ницше на протяжении многих поколений, были немцами из простых людей - крестьяне, ремесленники, лютеранские священники (хотя он пишет о себе, что они были выходцы из польских дворян, что является вымыслом, следствием его негативного отношения к немцам, он считал их ответственными за угнетения в Европе).

Был воспитан матерью и двумя тётушками - её сестрами. Рос в окружении женщин, в протестантской среде, в которой человек сам отвечает за свои дела и сам обращается к Богу. Жили на среднем уровне и нужды и лишений он не испытывал, излишеств - тоже.

В возрасте 6 лет пошел в школу, к этому времени он уже умел читать и считать. Учился в школе, потом в элитной гимназии, куда был принят вследствие своих природных способностей. Знал латынь и греческий - на них было построено всё образование, греческую философию, писал стихи и музыку.

До совершеннолетия был очень религиозен, потом кардинально изменил взгляд на религию. В итоге от церковной карьеры отказался, из-за чего произошел разрыв с крайне религиозной сестрой, этот конфликт, несмотря на попытки примирения, продолжился через всю жизнь.

После гимназии поступил в Университет и получил степень Доктора Филологии. Причем учился настолько блестяще, что в 1869г, ещё до получения степени, ему предложили должность профессора филологии в Базеле (редчайший случай), и он принял это предложение.

В 1879г вследствие болезни оставил должность. После чего жил в Швейцарии и Италии.

Был хорошим сыном для своей матери. Семьи не создал, детей не имел.

В 1888г "помутился рассудком", и в таком состоянии пребывал до смерти. Долго считалось, что это наследственность, полученная с генами отца. Есть и другие версии, не будем здесь углубляться в этот вопрос.Нам важно то, что книги написаны человеком с абсолютно ясным рассудком и глубоким и последовательным умом - все философы и психиатры сходятся в этом. А трагедии великого человека можно только соболезновать. Умер в 1900 году.

Фридрих Ницше не изобрел новых философских теорий и не пытался примкнуть ни к какой философской школе. Он был философом скорее литературного склада, а не академического. 

Во многом именно вследствие ясности и силы мысли, а также владения словом он оказал такое сильное воздействие на писателей и художников. Он изобретал Человека, которого не было, и, возможно, никогда не будет. Это как линия горизонта: её видно, к ней можно стремиться, но она всегда недостижима.

Как блестящий литератор Ницше любил выражаться парадоксально и шокировать рядового читателя, побуждая к мысли.

Вы, возможно, спросите: «А зачем нам в 21 веке читать эти книги?». 

Да, можно и не читать.
Но именно сегодня, когда человек с одной стороны всё больше уходит в виртуал, с другой стороны оказывается зараженным «вирусом потребления» и оболваненным многочисленными подцензурными СМИ с их «редакционной политикой», мысли о смысле жизни, о свободе личности особенно актуальны.

А что до связи Гитлера и идей Ницше, то давно известно, что после его смерти распорядителем всех его дел была назначена сестра Элизабет, невеликого ума женщина, антисемитка и открытая сторонница нацизма. Она издавала книги брата в собственной редакции. 

Она же и преподнесла пришедшему к власти Адольфу Гитлеру книгу Ницше «Так говорил Заратустра». Тем самым Гитлер как бы получил лавры ницшеанского «сверхчеловека». Гитлеру было лестно.

С этого момента оппозиционные гитлеровской Германии пропагандисты начали подавать Ницше как идеолога немецкого нацизма. Враньё, конечно. Ницше не сделал бы такого подарка фюреру, по крайней мере, пока был здоров. Его "сверхчеловек" не был ни нацистом, ни расистом, не говоря уже о преступлениях против человечества.

Он преклонялся перед Наполеоном, как и Гегель, как и многие интеллектуалы до него. Но Гитлер - не Наполеон!

Приведу всего лишь пару цитат из Ницше:
• "Если люди слишком рано становятся самими собой, это предполагает, что они даже отдалённейшим образом не подозревают, что они есть."
• "Ранним утром, в начале дня, во всей утренней свежести, на утренней заре своих сил, читать книгу - это я называю порочным!
"

Не уверен, что Ницше следует читать всем и каждому. Не уверен, что всем понравится. Но, думаю, он заставит задуматься каждого, взявшего в руки его книгу.

В завершение приведу стихотворение известного «ницшеанца», вполне передающие дух произведений Фридриха Ницше:

Цветок сникает, юность быстротечна,
И на веку людском ступень любая,
Любая мудрость временна, конечна,
Любому благу срок отмерен точно.
Так пусть же, зову жизни отвечая,
Душа легко и весело простится
С тем, с чем связать себя посмела прочно,
Пускай не сохнет в косности монашьей!
В любом начале волшебство таится,
Оно нам в помощь, в нем защита наша.

Пристанищ не искать, не приживаться,
Ступенька за ступенькой, без печали,
Шагать вперед, идти от дали к дали,
Все шире быть, все выше подниматься!
Засасывает круг привычек милых,
Уют покоя полон искушенья.
Но только тот, кто с места сняться в силах,
Спасет свой дух живой от разложенья.

И даже возле входа гробового
Жизнь вновь, глядишь, нам кликнет клич призывный,
И путь опять начнется непрерывный…
Простись же, сердце, и окрепни снова.

(Ступени. Герман Гессе)

Источники:
• Фридрих Ницше. "Генеалогия морали"
• Фридрих Ницше. "По ту сторону добра и зла"
• Фридрих Ницше. "Автобиография. ESSE HOMO"
• Р.Дж.Холлингдейл "Фридрих Ницше. Трагедия неприкаянной души"
• Бертран Рассел "История западной философии"

Автор публикации - мой муж Борис, непоследовательный ницшеанец .

Коллажи автора.

До встречи на Голосе! С любовью, ваша @sofya

философияобществомыслиchaos-legionpsk
103
142.319 GOLOS
0
В избранное
sofya
Автор-книголюб, по иронии судьбы жизнелюб и путешественник - по странам, литературе, истории, делится наблюдениями без занудства и с юмором
103
0
Комментарии (19)
Сортировать по:
Популярности
Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий
Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.