Такие разные буддисты: Лев Толстой, Ричард Гир и мы с вами
Буддизм в тренде. Звезды Голливуда, а за ними – и простые смертные, открывают для себя древнюю мудрость Востока, очевидно, не удовлетворяясь «родной» религией. Ричард Гир и Б.Г. летают в Тибет, встречаются с Делай-Ламой, говорят, что они – буддисты. Так ли это?
Начнем с того, что буддизм – не религия в чистом виде, а система взглядов, к тому же видов его достаточно много – индийский, китайский, японский, Маха-яна, Хина-яна и много разных разновидностей типа Сингон.
ЛЕВ ТОЛСТОЙ - ПЕРВЫЙ БУДДИСТ РОССИИ
Напомню, что Толстой был самым авторитетным писателем и мыслителем России, к мнению которого прислушивались не только на родине, но и в мире. Ни одна его статья или книга не оставалась незамеченной современными интеллектуалами, живущими на разных континентах.
Так же известно, что Лев Толстой был вегетарианцем, создал теорию «непротивления злу насилием» и был отлучен от Русской православной церкви за богохульство.
В 19 лет он познакомился с буддийским монахом, который рассказал ему о теории «ненасилия». Эта встреча произвела такое впечатление, что будущий классик русской литературы поступил учиться в Казанский университет на факультет восточных языков.
Потом – типичная жизнь богатого дворянина, первые литературные опыты, признание. Размышления о жизни привели к тому, что после 50 лет Толстой полностью пересматривает свое отношение к православной вере, РПЦ и общественному устройству.
Перечитывая Новый Завет, он приходит к выводу, что на протяжение веков официальная церковь неверно трактовала священное писание. В полемической статье «В чем моя вера?» (1884) он обвиняет ее в религиозных войнах (Христос был против насилия), язычестве (обряды крещение, причастие) и стремлении держать людей в невежестве и рабстве.
Статья вызвала огромный резонанс. В России была запрещена, хотя и разошлась в списках, а опубликована была в Женеве в 1888 году.
Толстой за инакомыслие и еретичество в 1901 году был отлучен официально от церкви Святейшим Синодом. С тех пор поиск истины и веры приводит к тому, что он знакомится с разными религиями, в том числе и буддизмом.
Сформулировав свой идеал жизни, состоящий из общения с землей, свободного физического труда, наличия семьи, друзей, здоровья и спокойного (безболезненного) ухода, он нашел много общего с древними восточными учениями.
Основной посыл – «ненасилие». Любовь и внимание к всему живому (вегетарианство), взвешенное отношение к материальному (аналог «срединного путь»), спокойное - к чужому мнению – все это легло в основу философского учения - «толстовства», распространившегося по миру.
Толстовские общины возникли на всех континентах.
В последний год жизни он начал работать над предисловием к книге П.А.Буланже «Жизнь и учение Сиддартхи Гаутамы, прозванного Буддой», а также переписывался с индийским философом и политическим деятелем Махатма Ганди.
Он перевел на русский язык сотни буддийских притч и сказаний, составил план работы о Будде, которую не успел написать, а в личной библиотеке в Ясной Поляне обнаружилось много книг о древней индийской философии.
Но был ли Лев Николаевич буддистом, смиренным и покорным судьбе, плывущим по воле волн, как к тому призывали Будда и его ученики?
Наоборот. Он был борец с устоявшимися мнениями и признанными авторитетами, человек свободный от догм. Своими статьями и выступлениями он взрывал общество, влиял на умы современников, как никто другой.
Правда, закончил жизнь как настоящий буддист, когда ушел из дома, оставив все материальное, и умер, как странник (так поступали буддисты в Индии).
БУДДИЗМ В ЕВРОПЕ И США
Интерес к культуре Востока возник в западном обществе в конце 19-начале 20 века. В это время огромной популярностью пользовались лекции известного ученого Дайсэцу Судзуки о буддизме Дзен, который и распространился в США благодаря его деятельности.
Обаяние новой религии, столь не похожей на христианство, отрицающей единого Бога и нетленной Души, было в том, что здесь ответственность за свою жизнь несет сам человек.
Понятие «кармы» объясняло доселе необъяснимое – события жизни зависят от поступков и мыслей. Кроме этого, способы «успокоения мятущегося разума» и поиск «срединного пути» пришлись по душе западным интеллектуалам.
Кризис христианства связан был еще со страшным последствиями Первой мировой войны, в которую были вовлечены все европейские страны.
Писатели и ученые ужасались от мысли, что в этой войне уничтожали друг друга христиане, забыв все заповеди, в том числе - «не убий». Ведь в страшных сражениях погибло более 20 миллионов человек, а применение химического оружия показало жестокость цивилизации, которую 2000 лет воспитывали в «любви к ближнему».
Потом идеи буддизма подхватила молодежь – в 60-е годы «битники» и «Битлы» возбудили интерес к Востоку, а хиппи даже попытались жить по-буддистски, отвергнув буржуазную мораль, погоню за золотым тельцом, личную собственность, семью и карьеру.
Правда, многие из них потом одумались и стали «респектабельными» людьми, забыв о своей бурной молодости, потому что западному человеку не подходит учение Будды в полной мере: другой замес, культурный код, генетическая память.
ГЛАВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ БУДДИЗМА И МЫ
В основе учения лежат четыре постулата.
Первый – «жизнь – есть страдание» - никак не подходит европейскому человеку, который всегда стремился к комфорту, благосостоянию и удовольствиям. Веками родители, испытывая лишения, строили будущее для детей, чтобы те не голодали и холодали, а жили в тепле и достатке. Главный посыл европейской культуры – обретение счастья и гармонии сегодня, в этой жизни.
Второй – причиной страдания являются наши переживания ( что правда).
Третий – от переживания надо избавляться ( тоже подходит), а для этого идти по «срединному» пути, не впадая в крайности, «успокаивая свой мятущийся разум».
Четвертый – поскольку, «жизнь есть страдание», то ее конец - избавление от них – это благо.
Ну уж нет!
Вот это нам совсем не подходит! Смерть в нашем понимании – не благо, поэтому мы стремимся жить, как можно дольше, сопротивляясь болезням, проповедуем ЗОЖ: бегаем, плаваем, следим за своим весом и холестерином.
Получается, что из буддизма «западный» человек берет то, что ему подходит и позволяет выживать в сложном, полном противоречий, мире.
Например, высказывание Будды о том, что нельзя ничего принимать на веру, подходит гораздо больше современному человеку, чем надежда на Бога. Рациональный подход, ответственность за свою жизнь и поступки побуждают жить более нравственно, чем страх перед Адом и желание попасть в Рай. То, что работало в средние века, сегодня окончательно устарело!
Также буддистские психологические практики и медитации помогают расслабиться и «успокоить ум» (эмоции), а следование «срединному пути» и умение «ловить волну удачи» - строить жизнь и карьеру.
Всеобщая любовь ко всему живому, гуманный подход к человеку, умение принимать чужое мнение (постулаты буддизма) помогают нам жить. Современный мир усложнился многократно, поэтому, сейчас почти не осталось в западном обществе людей, придерживающихся ортодоксальных взглядов.
Мы чаще всего берем только то, что подходит лично нам, поэтому иногда получается конгломерат из буддизма, христианства, мистики, эзотерики и даже примет, свойственных языческому сознанию.
При этом мы можем придерживаться и научных знаний (там, где хотим!)
Среди нас вряд ли встретятся настоящие буддисты, которые считают, что «жизнь есть страдание» и стремятся покончить с ней, прервать цепочку перерождений и очутиться в «нирване».
Нет, увольте! Мы любим мир, себя, жизнь и хотим, чтобы это продолжалось, как можно дольше!
Поэтому Ричард Гир и Б.Г., называющие себя «буддистами» - это, отчасти, дань моде, отчасти – стремление гармонизировать и «успокоить свой разум», что абсолютно понятно для публичных людей, окруженных многочисленными поклонниками и испытывающих давление масс-медиа.
Надо же как-то и им выживать?
Уникальность: 100.00%
https://text.ru/antiplagiat/5b0d65811dc44
Коллаж автора
До встречи на Голосе! С любовью, ваша @sofya