Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
sofya
6 лет назад

Вольнодумство, или Мода на мысли

Вольнодумство появилось в России вместе с Вольтером (1694 - 1778) и его книгами, в 18 веке. До этого ничего такого не было, да и литературы как таковой - тоже. Слова «вольнодумство» и «вольтерьянство» стали со временем синонимами. История популярности знаменитого писателя и философа у нас на родине любопытна.

Мода на Вольтера

Первые взаимоотношения Вольтера с Россией относятся к середине царствования Елизаветы, когда в 1746 году он стал членом некоторых научных обществ, после чего вступил в переписку в русскими вельможами . Наиболее усердным был И.И. Шувалов, съездивший даже в Ферней - «на поклон».

Вольтеру было поручено составить историю Петра Великого, для чего ему переслали много документов, подобранных Г.Миллером и М.Ломоносовым.

В 1756-1759 годах в журналах начинают публиковать произведения Вольтера в переводах известных людей того времени, например, поэта Сумарокова, желавшего разделить славу знаменитого француза.

Всем известно об интересе к философским сочинениям Екатерины II, которая некоторое время находилась в переписке с автором «Кандида» и ввела чтение его книг в моду в высшем свете. В то время Вольтеру были сделаны "госзаказы" на исследования российской действительности ( об истории Петра I я уже сказала), например, «О поземельной собственности крестьян» (1761), где он советовал «освободить церковных и государственных рабов», но не посягать на права частных владельцев.

Представьте, ровно за 100 лет до реальной отмены крепостного права, уже эта мысль была высказана!

Екатерина, увлеченная новыми идеями, в 1768 году учредила «Комиссию для печатания на русском языке хороших иностранных книг», начало работы которой должны были положить переводы и издания вольтеровских сочинений.

В России работает частная инициатива – книгоиздатели публикуют его произведения беллетристического характера, пьесы проникают на русскую сцену, в то время как серьезные сочинения остаются в тени.

Быть «вольтерьянцем» становится модно. Рассуждать об авторе, с которым переписывается «сама» императрица, не углубляясь в суть философии Вольтера, проникнутую верой в безграничную силу человеческого разума - веяние времени.

«Конфисковать и запретить»

Вникать же в его борьбу с предрассудками и суевериями, за свободу и равенство граждан – большинству было недосуг. Оно и понятно – власть придержащие и "околотронная" аристократия только повторяли действия монаршего лица.

Но были и другие люди, влияние на которых было сильно, тем более, что российская действительность того времени оставляла желать лучшего: крепостное право, тотальная безграмотность и бедность населения, грубонравие, отсталость – во всем.

Но вот «случилась» Великая Французская революция, которая страшно напугала Екатерину II, после чего «мода на вольнодумство» была резко отменена. В своих указах того времени императрица приказывает «не продавать Эмиля Руссо», «не печатать сочинения Вольтера без цензуры», и в итоге – в Тамбов шлется приказ «конфисковать полное собрание вольтеровских произведений, как вредных и наполненных развращением».

Московская элита, недавно еще рассуждавшая о просвещении и гуманизме, быстро освободилась от устаревшей и опасной моды.

Когда русское вольнодумство оживает при Александре 1, то к этому времени слово «вольтерьянец» заменяется словом «якобинец» и несет в себе негативный смысл, потому что якобинец – это бунтовщик.

Вольнодумство

Мне нравятся бунтовщики, которые идут против течения, пытаясь пользоваться содержимым своей черепной коробки, потому что иначе мы станем сплошной серой биомассой.

Особенно сегодня, когда лженаука, предрассудки и суеверия пропагандируются с экранов ТВ и страниц популярных изданий, "британские ученые" выбились из сил, делая все новые и новые открытия, достоверность которых, мягко говоря, вызывает сомнения.

Мода диктует все – что надеть (бренды), куда поехать( в Доминикану, куда же еще), где и с кем жить (в шикарном доме с богатым мужем), что читать (Сорокин и Пелевин, естественно), и что думать…

Ну, вы поняли, о чем я.

«Тебе не нравится Тарантино?» - спрашивает снисходительно моя продвинутая подруга.

«Ты не ходишь на фитнес?!» - вторит ей другая.

«Ты не делаешь смузи?!!» - удивляется третья.

Не нравится. Не хожу. Не делаю. Имею право.

Что мне нравится, так это устаревшее слово из 18 века – «вольнодумство», означающее свободу мысли. 

Можем ли мы себе сегодня позволить думать «вольно»? 

Ведь на нас, живущих в Сети, влияет огромное количество людей, нам внедряется (умышленно или нет) куча всяких идей, жизненных стратегий и подходов, лишая, зачастую,  собственного мнения и свободы выбора. Вот, кстати, свежая статья об том, какой информацией мы пользуемся -

https://golos.io/ru--kulxtura/@nataliaromashina/informaciya-kotoruyu-uzhe-kto-to-el

Именно с этим боролся знаменитый философ, выступая за гуманизм и научное знание, против мракобесия и предрассудков - больше 300 лет назад, сочинения которого то разрешали, то запрещали. 

Я лично в случаях, когда не могу решить, как поступить, предпочитаю руководствоваться мудростью Вольтера, которые говорил : «Делать то, что доставляет удовольствие, значит быть свободным».

P.S. 30 мая 2018 года - 240 лет со дня смерти великого философа. 

Уникальность текста: 100.0%
https://content-watch.ru/text/

9
148.021 GOLOS
На Golos с January 2018
Комментарии (30)
Сортировать по:
Сначала старые