Схемы света с одним источником в фуд-фотографии.
Можно ли определить, глядя на фотографию ниже, где расположен источник света?
А здесь?
Все достаточно очевидно, в первом варианте свет льется сзади, такой свет называют задним или контровым, а во втором свет боковой, окно справа. Посмотрите, как меняется фотография в зависимости от расположения источника.
Все схемы света показаны на этом рисунке:
Здесь эллипс - источник света, который может располагаться в точках
- 1-2, 3-4 (по некоей статистике утверждается, что такая схема используется в 80%), это задне-боковой свет
- в точке 12, это контровый свет (в 10%)
- в точках 3 и 9 - боковой свет (тоже в 10%)
- и точки 4, 6 и 8, располагать в них источник света не рекомендуется вообще
С одним источником света обязательно использование отражателей. Отражатель по сути тоже является источником света (отраженного), а потому смягчает резкие тени и подсвечивает затемненные участки, лишенные света из основного источника. В фуд-фотографии самые важные отражатели - белого цвета! Можно работать с серебряными и золотыми, но осторожно. Белые отражатели легко изготавливаются, ватманом можно обклеить картон и прицепить прищепку для устойчивости, можно использовать куски пенопласта. Серебряные и золотые отражатели делаются из фольги, как правило.
Ниже - схемы, показывающие расположение объекта съемки, источник света и отражатель.
Источник света сзади, отражатели по бокам:
(c) схема отсюда
Я для этой схемы часто использую отражатель спереди, который просто держу в руке:
(c) схема отсюда
Задне-боковой свет:
(c) схема отсюда
Источник света сбоку:
(c) схема отсюда
А теперь посмотрим, какие получаются фотографии с разными схемами!
Свет из окна - справа, очень резкий, хотя в это замечательное окно никогда не шпарит солнце во всю дурь. Однако, свет слишком жесткий, справа переэкспонирован фон, на ягодах цвет выбит, слишком большие блики. Я не использовала отражатель, поэтому тень слева - резкая.
Для смягчения света я применяю рассеиватель! У меня он профессиональный, но раньше я использовала белый пергамент, который скотчем прикрепляла на окно. Можно использовать прозрачную белую тюль. Без рассеивателя я практически не снимаю. Ниже - фотография, сделанная с рассеивателем.
И наконец - с отражателем слева от баночки. Тень заметно смягчилась.
А это контровый свет, очень интересная подсветка, но фон сзади сильно переэкспонирован даже(!) с использованием рассеивателя.
Поэтому я просто уменьшила экспозицию на своей камере:
А здесь - добавила отражатели:
Ну и пример схем, которые не рекомендуется использовать. Свет падает на баночку с джемом спереди, я стою спиной к окну, фотографирую немного сбоку. Темновато, плоско, неинтересно, свет "в лоб" бьет по ягодам, создавая некрасивые блики.
Поставила сзади белый отражатель, но фото это не спасло.
Приведенные фотографии не обработаны; конечно, надо чуть-чуть подретушировать, главное, что в обрабатываемой фотографии изначально не будет пересветов, грубых бликов и жестких теней.
Пример обработки:
Все уроки по фуд-фотографии здесь.
Статья написана для "Биржи тем" по заказу: @neo, @zoss, @vika-teplo, @vit83