Фотографии из прекрасной Японии от Раймонда Стилфрида
В 1870-х годах западные туристы в огромном количестве стекались в Японию с желанием узнать страну, которая только недавно открыла свои границы для иностранцев. Во время своего пребывания путешественники покупали всевозможные сувениры, в том числе альбомы с фотографиями традиционных японских сюжетов и популярных мест. Самурай, гейша, фермеры и уличные торговцы занимали видное место на этих фотографиях. Сюжеты на снимках были представлены таким образом, чтобы максимально спроектировать гармоничный образ японского общества.
Один из фотографов того времени, барон Раймонд фон Стилфрид, австрийский аристократ, сыграл решающую роль в формировании международного имиджа Японии. Как и многие западные фотографы, он отправился в Иокогаму в 1860-х годах в поисках новых коммерческих возможностей и объектов для своей камеры.
Несмотря на быстрые экономические и социальные изменения, происходящие в стране, его фотографии изображали японское общество как нетронутое современным миром. Его альбомы, украшенные искусными японскими художниками в кожаных переплётах с позолотой, были очень популярны среди туристов в качестве памятных сувениров о посещении Японии.
Stillfried был технически и эстетически лучше своих конкурентов. Его мировоззрение и амбиции помогли превратить небольшую провинциальную торговлю фотографиями в глобальную экспортную индустрию. В своё время, в его студии с громким названием «Japan Photographic Association» работало 39 японских помощников. Некоторые из них, в конечном итоге, открыли свои студии и стали конкурировать с бывшим работодателем.
Показатели его необычайного успеха в фотографии, включая коммерческие, стали предметом громких судебных разбирательств с его бывшими деловыми партнёрами по поводу не только прав на бизнес, но и на использование его имени. В конце 1870-х годов неспособность Стилфрида приспособиться к растущему конкурентному рынку привела к краху его бизнеса.
Сегодня фотографии Стридфрида разбросаны в различных государственных архивах и частных коллекциях по всему миру. Во многих случаях они остаются непригодными и забытыми, хотя некоторые из них можно увидеть на выставках фотографий. Одна из них проходит в настоящее время и продлится до 3 августа в доме-музее Эндрю Карнеги в г. Данфермлин (Шотландия).
Тут представлены шесть фотографий из архива Государственной библиотеки Виктории (Мельбурн), которые были помещены туда в 1875 году, когда карьера Стридфрида была на пике. Фотоснимки показывают японцев как благородных, порядочных членов идеального общества, стремящихся уйти от конфликтов внутри страны. Обычных людей, которые открылись западным посетителям.
В молодости Стрилфрид учился масляной живописи в студии Бернхарда Фидлера (немецкий художник) и уроки этого академического обучения очевидны в этой сцене. Каждая модель устроена в отдельной позе по обе стороны от высокой фигуры в центре композиции.
Stillfried часто использовал сложные нарисованные фоны в своей работе, в этом случае причудливый пейзаж горы Фудзи. Субъектами этого изображения являются платные модели. Это известно не только потому, что они появляются на других студийных фотографиях, но и потому, что правительство в то время уже отменило класс самураев и запретило носить мечи публично. Да и помятая одежда указывает на то, что наряды были одеты только для этой фотографии.
Эта фотография может обычным портретом пожарного, одетого в защитную одежду Японии того времени, который держит знамя его бригады. Но эта тема имела особое значение для коммерческих фотографов, которые работали с легковоспламеняющимися химикатами в перегруженных, в основном деревянных городах Японии. Магниевые фотовспышки всегда представляли опасность для деревянных фото-студий и рядом стоящих помещений.
Этот снимок Стилфрид сделал как дань храбрости пожарным из Иокогамы, которые принимали участие в тушении пожара на одной из его студий, невзирая на то, что она всё равно сгорела дотла.
В 1881 году Stillfried покинул Японию навсегда. После посещения Владивостока, Гонконга и Бангкока, в 1883 году он поселился в Вене. Он продолжал работать фотографом, художником и реставратором до самой смерти в 1911 году. Но он и сегодня остаётся самым известным фотографом, за его вклад в создание образа Японии, как общества скромных гейш, благородных самураев и колоритных рабочих, для западного мира.