Картина Хиросиге Андо - Лунный свет, Нагакубо

Знаменитый художник Андо Хиросигэ родился в 1797 году в Эдо — древней столице Японии. Его отцом был самурай Андо Гэнэмон, занимавший должность бригадира городских пожарных. Первое имя, полученное Хиросигэ в детстве, было Токутаро. Согласно старинному японскому обычаю (чтобы уберечь ребенка от дурных предсказаний) его имя менялось несколько раз по мере взросления. После десяти лет Токутаро переименовали в Токубэя, в четырнадцать — в Дзюэмона, после пятнадцати — в Дзюбэя.

Учить иероглифической письменности Токутаро начали, как было при­нято, довольно рано, благодаря чему уже c юности он начал разбираться в свойствах бумаги, кистей и туши. Первые уроки живопи­си Хиросигэ получил от одного из сослужив­цев отца, а свою первую картину «Гора Фудзи в снегу» написал в десять лет. Родители гор­дились успехами сына, однако увидеть рас­цвет его таланта им не довелось: и отец, и мать художника ушли из жизни в один год, и в тринадцать лет Хиросигэ стал сиротой.
В соответствии с существовавшими порядками, Хиросигэ унаследовал от отца должность бри­гадира пожарных, но это занятие противоре­чило его интересам. В пятнад­цать лет он поступил учеником к Тоёхиро Утагаве, одному из крупнейших японских мастеров гра­вюры «укиё-э», который, главным образом, работал в жанре «бидзинга», специализи­руясь на изображениях красавиц. Как правило, процесс обучения длился четыре-пять лет. Обязанности ученика строго оговарива­лись. Помимо помощи мастеру в работе, ученик должен был выполнять и поручения по хозяйству. Этот пе­риод Хиросигэ миновал за один год, по окончании которого получил диплом мастера гравюры. Но в доме своего учителя Хиросигэ оставался еще несколько лет. Позднее становление харак­терно для большинства известных японских художни­ков того времени. Прежде чем приступить к самостоятель­ному творчеству, они долгие годы изучали законы классической живописи, по многу раз копировали работы своего учителя, постигали разнообразные методы работы кистью. Овладение всеми жанрами «укиё-э» было непременным условием начала самостоятельного творчества. Как правило, известные японские мастера приходили к вершинам искусства довольно поздно, а некоторые — даже в преклонном возрасте (так, Хокусай создал свои лучшие картины в шестьдесят лет). Стилистика Хиросигэ сформировалась к тридцати пяти годам.

Первая самостоятельная пейзажная серия Хиросигэ относится к 1825 году и носит название «Восемь видов Оми». Обращение молодого масте­ра к пейзажной гравюре произошло не без влияния пейзажных серий Хокусая, появившихся в книжных ма­газинах Эдо двумя годами ранее. В 1827 году Хиросигэ вновь обратился к пейзажу, на сей раз, избрав в качестве объекта свой родной город Эдо. Так родилась серия «Десять видов Восточной столицы» (Эдо расположен к востоку от Киото, где находилась резиденция императо­ра). Уже первые выпущенные серии пользова­лись определенной популярностью, но настоящая слава пришла к Хиросигэ после выхода в свет серии «Пятьде­сят три станции дороги Токайдо».
Военное правительство, располагавшееся в Эдо, имело обычай каждый год посылать в Киото в подарок императору бело­го коня.Этот символический дар сопровождало множе­ство самураев. Процессия медленно двигалась из Эдо в Киото по восточно-приморской дороге — Токайдо. В 1832 году Хиросигэ принял участие в этом шествии, делая пометки в дорожном дневнике на каждой стан­ции. В конце 1833 года он выпустил серию «Пятьдесят три станции дороги Токайдо». Первые двести ее экземпляров были раскуплены за считанные недели. Успех гравюр способствовал тому, что в 1834 году из­датель, с которым сотрудничал Хиросигэ, повторно выпустил эту се­рию уже в виде альбома. Таким образом, имя художника стало постепенно известно всему Эдо.

Середина 1830-х годов стала самым плодотворным периодом в жизни Хироси­гэ. Но завершился он трагически: в 1839 году скончалась первая жена художника. Вскоре он женился вторично. Документальные свиде­тельства говорят о том, что мастером в 1840-е годы владело постоянное беспокойство, усугубив­шееся также смертью сына Тюдзиро. Он совершал длительные путешествия по стране, часто переез­жал с места на место и лишь в конце десятилетия, вернулся в собственный двухэтажный дом с са­дом. Здесь у него была обширная мастерская, ученики и помощники, но Хиросигэ тяготился преподаванием. Он не мог быть хорошим учителем, ибо превы­ше всего дорожил минутами созерца­тельного уединения. Тем не менее, в разное время у него обучалось около двух десятков учеников.
В 1849 году после смерти Хокусая, Хиросигэ стал самым известным японским художником — пейзажистом. Множество заказов, выполнявшихся в это время, лишали его времени для сосредоточенного созер­цания и поиска точных выразительных средств. Гравюры Хиросигэ этих лет часто оставляют желать лучшего, и сам художник, вероятно, понимал, что пе­реживает не лучший творческий период. В эти годы он часто говорил о своем желании порвать с искусством, «прежде чем годы и усталость опозорят его былую славу».
В 1856 году Хиросигэ принял постриг и стал монахом, живущим в миру. К этому решению он шел довольно дол­го, еще в 1847 году избрав себе участь послушника. Художник умер в 1858 году, вероятно, во время эпидемии холеры. Он был похоронен рядом с моги­лами родителей в храме Тогакудзи.
IMG_8740-03-05-18-03-58.JPG

фотографияфототворчествоартголос
25%
0
1
0 GOLOS
0
В избранное
Люблю жизнь и творчество
1
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (0)
Сортировать по:
Сначала старые