В поисках композиции на улицах Новосибирска
Этим летом минул год с того момента, как я взяла в руки зеркальную камеру. Кому интересно, у меня Canon 30D с объективом Tamron 70-300. Пожалуй, за этот год я сделала больше фотографий, чем за предыдущие четыре, вместе взятые. Чему-то научилась, но гораздо меньшему, чем хотелось бы. Но об успехах судить точно не мне. В сегодняшнем рассказе будет много снимков. Обыкновенные уникальные неповторимые искания, рутинная любимая учёба.
Клонился к середине июнь. Наставник, отсмотрев крайние снимки с очередной вылазки в город, помолчал и на моё «Ну, что скажешь?», ответил: «Учи композицию. Композиции у тебя нет, а это основа всего. Вот прям бери, читай», - кивнул на книгу по фотографии, которую я всё никак не могла осилить, - «а потом иди и строй кадр, и переноси на снимок». И ушёл редактировать свои грамотно построенные кадры, а я в который раз задумалась. Открыла книгу, где совершенно случайно дошла аккурат до главы, посвящённой композиции. Теорию изучила, посмотрела примеры и снимки великих, зарядила аккумулятор собственной камеры, вычистила карту памяти. Приближался вечер, а вместе с ним и надвигающимися тучами – дождь. Наставник на съёмку со мной не пошёл. Я отправилась одна на поиски композиции по ближайшим улицам и дворам.
В голове, как всегда: «Смотри» и «Думай». В одиночестве снимать иначе. Немного теряешься, едва ступив на непонятные, переполненные сюжетами улицы, но постепенно настраиваешь нечто вроде чутья, идёшь неспешно, будто добычу высматриваешь. Сменив прицел винтовки на объектив фотоаппарата, остаёшься стрелком, становишься охотником.
Сумеречно, темновато. Поняв, что от "мануала" лишний загруз и трата времени, переключила камеру на режим "Р", объектив фокусировала вручную, автомат частенько вредничал и фокусироваться не хотел. Конечно, как всегда, много вариантов, но в этот раз не «на всякий случай», а для того, чтобы именно найти и построить, чтобы достать наконец эту ускользающую госпожу-композицию. Поднимающаяся ступенями кирпичная стена показалась интересной, и сначала я сняла её вот так:
Затем пригляделась и заметила пробивающийся сквозь кирпич тоненький росток. Вот за ним-то я к этой стене и пришла.
Привычка снимать репортажи и портреты, пусть даже неправильно композиционно построенные, давала о себе знать. Но я старалась максимально отключиться от мира и в то же время замечать незначимые обывательскому глазу детали. Присматриваюсь к предметам, переключаясь с высоток на камушки и травинки, попираемые ногами, расширяю свой кругозор. Охочусь, пытаясь даже увидеть не то, что незаметно другим, а рассмотреть невидимое мною же раньше. Проходящий народ странно косится, а я скачу на полусогнутых вокруг песочницы, вымеряя нужный план.
А потом танцую рядом с берёзкой, отойдя на несколько шагов, без возможности приближаться вплотную в силу длиннофокусности объектива. Но зелёное на белом мне всегда нравилось.
Забираюсь на крыши гаражей и ныряю в наполненную мошкой траву. Да, наверное опять слишком выпендриваюсь. Но ищу, и смотрю уже иначе, нежели до сегодняшней съёмки. В кадре нет главного героя, задача твоя – сотворить его самолично, с помощью великой и всемогущей композиции. Это непросто. Это безумно интересно и очень захватывающе.
Ей-богу, не знаю, чем приглянулось мне это «ЮРА», выдолбленное на школьном фасаде. Как не знала и того, на кой принесли меня ноги к школе – месту, столь же скучному, сколь нелюбимому. Тоже мне – даже, когда есть возможность наконец сюда не ходить, она прётся к школе!
Памятник во дворе – скульптура с застывшими в полёте журавлями, у которой стояли мы с товарищами-зарничниками в почётном карауле. Пооглядывалась по сторонам, – больше, вроде бы, смотреть не на что – уже засобиралась домой. Устаёшь и глаз замыливается, и вправду, как при долгой стрельбе.
Но мой ещё не совсем взмыленный глаз вдруг увидел странную картину в глубине школьного двора. Четыре стула, два из которых имели всего лишь по три ножки, стояли, лежали и валялись, связанные тесёмкой с привязанными к ней клочками бумаги, выкрашенной алым. Не знаю, что это была за игра или сеанс спиритизма, или кто-то вызывал сатану, но выглядело всё это в ореоле надвигающегося дождя и клубящихся туч очень сюрреалистично. «Сюр, так сюр!», - решила я, в то же время почувствовав, что нашла то самое, композиционное, до абсурда свободно-бессюжетное!
Получалось и нечто, на мой взгляд, отдающее какой-то социальной рекламой. Правда, я сама не знаю, чему она может быть посвящена…
Мои изыскания прервал охранник, прооравший что-то о том, что снимать здесь запрещено, и выгнавший со школьного двора. Разобрало чуть ли не на смех в голос – вот только с улицы меня ещё не гоняли с камерой! Но, впрочем, на тот момент я отсняла всё, что было нужно, пошли уже повторяющиеся сюжеты. И, на мой, и даже на взгляд Наставника, именно в этих кадрах уже есть то, что называется композицией. Всё вовремя, в который раз.
Странное чувство, когда ты ловишь в символический круг такое символическое и много значащее для тебя «РА», а потом проходишь пару шагов, видишь всю надпись… и это оказывается «EUROPA»…
Мои поиски вершатся этим кадром. Я всё же успела попасть под дождь, а как только оказалась дома, сверху грянула настоящая буря. Охота, считаю, удалась. Композицию нашла и повстречала, пусть ещё не сполна. Главное теперь – не потерять её обратно…
Новосибирск, 10.06.18