Урок №2 - Объективы. О светосиле. автор @vladkuneberg.
Как известно почти всем кто мало-мальски сталкивался с фото делом, объективы помимо фокусного расстояния, отличаются между собой еще и светосилой. А тем новичкам кто этого не знает эта статья более доступным языком объяснит о важности данного параметра.
Как известно почти всем кто мало-мальски сталкивался с фото делом, объективы помимо фокусного расстояния, отличаются между собой еще и светосилой. А тем новичкам кто этого не знает эта статья более доступным языком объяснит важность данного параметра.
Единица измерения для показателя яркости снимка, рассчитывается делением установленного значения диафрагмы на фокусное расстояние объектива. Иногда еще диафрагму называют апертурой, а используемое значение диафрагмы - эффективной апертурой. По этому не пугайтесь если встретите данный термин. По сути это значение характеризует диаметр потока лучей света, который проникает в оптическую систему объектива. От этого зависит характеристика яркости получаемого рисунка, который проецируется на фокальной плоскости.
Что такое Фокальная плоскость, можно сказать что это плоскость светочувствительного материала или матрицы. А так же это место схождения лучей света прошедших оптическую систему объектива. Но о важности и влиянии фокальной плоскости и вопросе зачем на большей части фото камер указывают ее на корпусе в виде отметки расскажу в следующих статьях.
Результат расчета яркости снимка практически всегда выражается длинными значениями в десятичной системе. Как пример возьму один из моих самых любимых объективов. 85 mm F/1,2. И просчитаем что получится при полностью открытой диафрагме. Для этого F -1.2 / разделим на фокусное расстояние 85 мм = 0,0141176470588235. Такое отображение не удобно и слишком длинно для восприятия. По этому на корпусах объективов их светосила указывается соотношением условной эффективной апертуры 1, то есть равной фокусному расстоянию объектива. К той диафрагме которую возможно установить максимально открытой.
И это выглядит как запись F/1,2. В данном случае F которое принято за 1 / на 1,2 которое можно установить физически. Иногда можно встретить другой вид отображения 1:1,2.
В случае с объективом приведенным в качестве примера означает что фокусное расстояние в 1,2 раза больше чем значение максимально открытой диафрагмы. Так же приведу пример наиболее распространенного значения среди любительских объективов начального класса F/3,5 или 1:3.5 для широкого угла, и F/5.6 или 1:5.6 для узко фокусных.
Что означает на практике соотношение фокусного расстояния к значению диафрагмы. Это то на сколько затемниться изображение по сравнению с объективом у которого фокусное расстояние равно значению открытой диафрагмы. То есть для простоты взяли
И полученное значение F/1,2 или любое значение установленной диафрагмы означает на сколько затемниться картинка по сравнению с идеальным объективом. В случае с F/1, 2 в один и два раза. А для F/3.5 в три с половиной, F/5.6 в 5.6 раз.
Таким образом число F обозначает единицу измерения обратную светосиле. То есть увеличивая значение F мы делаем изображение темнее, уменьшая светлее. Яркость же проецируемой картинки обратно пропорциональна квадрату значения F.
Стандартный шаг равный 1 диафрагме является геометрической прогрессией. И обычно его начинают с 1. Знаменателем данной прогрессии взят квадратный корень из 2. Таким образом получается такая последовательность 1,0; 1,4; 2.0; 2,8;4, 5,6; 8; 11; 16; 22; 32.
Хотя есть много разнообразных объективов где устанавливаемые значения диафрагмы значительно отклоняются от данного ряда. К тому же большая часть современных камер и объективов позволяет изменять значение диафрагмы более гибко с шагом не 1 диафрагма, а 1/2 или 1/3. Что означает в ряд стандартных значений вводятся промежуточные так например между 4 и 5.6. могут быть еще значения. В зависимости от выбранного шага Например ряд 4, 4.5, 5.0. 5.6 Между 1 изменением диафрагмы в данном случае два дополнительных значения, что говорит о выбранном шаге 1/3 диафрагмы. В случае с 1/2 шага значение между стандартными было бы еще одно и ряд выглядел бы так 4, 4.8, 5.6
Что же означает на практике эти цифры и почему если можно установить промежуточные значения имеет важность основной ряд. Дело в том что именно используя шаг в 1 диафрагму например с 4 до 5.6 мы в половину сокращаем яркость кадра, а если на оборот изменяем с 5,6 на 4 мы удваиваем количество проходящего света.
нашел в сети такую картинку для наглядности
Шаг 1/2 или 1/3 доступный в современных камерах позволяет более гибко настраивать яркость получаемого изображения. Однако чуть усложняет расчеты. Хотя с наличием электронных экспонометров это давно не проблема. И Фотографам все реже приходится высчитывать необходимые параметры для съемки. Достаточно в большинстве случаев ориентироваться на показатель экспонометра.
Хотя бывают случаи съемки в сложных условиях, где экспонометр не позволяет провести замер. Тогда и приходится высчитывать необходимые параметры по старинке. В таком случае проще отказаться от дробных значений шага диафрагмы. И использовать стандартный ряд. Для этого Установив на своей камере шаг изменения диафрагмы с 1/2 или 1/3 на 1/1. После чего просто удваиваем или половиним с каждым изменением значения в зависимости от направления изменений.
Примером сложных условий съемки можно привести такую ситуацию. Необходимо сфотографировать в слабом или отсутствующем освещении объект который появится в кадре лишь на короткое время. Попадающим под данное описание может стать съемка животных в ночное время. Театральная съемка балета в условиях слабого освещения и т.д. Хотя примеров съемки в сложных условиях можно привести огромное множество, сталкиваются с ними фотографы не так уж часто.
На этом заканчиваю данную статью. Желаю вам больше практики, отличных кадров, светосильных объективов и конечно творческих успехов. @vladkuneberg.
Продолжение следует.