Фотоликбез №4. Основы любительской фотосъемки. (Курс-конкурс с призами)
Сегодня стартует четвертый этап курс-конкурса Фотоликбез.
Как и обещал сегодня разговор пойдет о кадрировании. Но не о строгих правилах и "законах" кадрирования (об этом позже), А о советах для тех кто никогда не задумывался... точнее задумывался, почему две почти одинаковых фотографии очень отличаются и одна нравится а другая почти брак.
И сегодняшний урок провожу не я))) А Ирен @irenmade, со своей статьей написанной несколько лет назад для нашего сайта "Фотошоп-Клуб"... В сопровождении моих фотографий, сделанных много лет назад на простую мыльницу и специально без обработки в фоторедакторах. Так, что сегодня потренируемся на кошках)))
Основы любительской фотосъемки
Мы не полезем в дебри специальных терминов, тонких ручных настроек или специально поставленного студийного освещения, а обратим внимание, для начала, на самые простые моменты, которые помогут сделать Ваши фото удачнее и качественнее.
Нечеткость фотографии
Итак, самая распространенная беда - это нечеткость фотографии, другими словами, отсутствие резкости. Чтобы избежать разочарования от снимка, во-первых, убедитесь, что освещение, там, где вы снимаете, достаточное. При тусклом искусственном освещении шанс получить нечеткие, «замыленные» или зернистые (шумные) фото повышается в несколько раз. Тут поможет вспышка. Во-вторых, постарайтесь зафиксировать ваш фотоаппарат. Если уж нет штатива, то проследите, чтобы ваши руки не дрогнули в момент нажатия на кнопку затвора. Хорошо помогает избежать «шевеленки» использование подручных опор – стол, спинка стула, на улице – лавочка, дерево, столб.
Неправильное направление освещения
Еще одна распространенная ошибка – неправильное направление освещения. Проследите, чтобы свет не был направлен в объектив. Яркий пример – съемка против окна или солнца (никогда так не снимайте – получите темный силуэт и ничего больше). Свет должен быть направлен на модель из-за вашей спины, еще лучше чуть сбоку (чтобы не было прищура от света, направленного в лицо).
Не снимайте человека в упор
Сделать более удачным портрет крупным планом поможет нехитрый прием. Не снимайте человека в упор. Получите лицо с искажениями. Вспомните, как выглядит отражение в стеклянном елочном шарике. Если, к примеру, начать монтировать такое лицо в шаблон (который, скорее всего, снят с правильного расстояния), то получится шарж с несоответствием пропорций. Самое заметное – раздутый нос. Так что если вам нужен крупный план, сделайте 2-3 больших шага назад от модели и воспользуйтесь зумом (функцией приближения). Не забудьте при этом зафиксировать фотоаппарат (шевеленка при использовании зума усиливается). Кроме того, снимая с расстояния, вы добьетесь более равномерного освещения. Если вы «пыхаете» в упор, то получите пересвеченное лицо на темном фоне. Вам ведь не это нужно? По этим же причинам не бывают удачными фото самого себя с рук. Если уж некого попросить сделать кадр, то найдите в вашем фотоаппарате функцию автоспуска. Она там наверняка есть
Выбирайте фон
Еще один прием, который поможет вам сделать фото человека более профессиональным – попросите вашу модель отойти от фона на пару шагов. За счет этого фон приятно размоется, снимок приобретет глубину, объем, к тому же, не будет некрасивых контрастных теней на фоне, делающих фото «плоским».
Кстати, о фоне. Он не должен отвлекать внимание от объекта съемки. Комната с большим количеством мелких предметов, лишние объекты в кадре, беспорядок или (о ужас!!!) ковер на заднем плане – не наш выбор. Фон должен быть спокойным, не пестрым, не бликующим. Аккуратная занавеска или стена вполне подойдут.
Сделайте несколько дублей
Современные условия съемки позволяют нам не экономить кадры, и делать какое угодно количество дублей. Так не экономьте. Человек может моргнуть, рука дрогнуть, улыбка на одном снимке может оказаться удачнее, чем на другом. Сделайте несколько почти одинаковых фотографий, выберите пару лучших, а остальное безжалостно удалите.
Поговорим о еще одном понятии в фотографии – кадрировании. Итак, что же это за премудрость и зачем нужна?
Кадрирование – это определение границ изображения в процессе съемки. По сути, грамотное кадрирование – первый шаг к построению композиции. Остановимся на основных моментах.
Глядя в видоискатель, обратите внимание, что именно попадает в кадр. Вокруг объекта съемки не должно быть слишком много пустого пространства, фона (тем более, с лишними предметами). Всем приходилось видеть фотографии, где человек расположен внизу кадра, а над его головой бескрайнее небо на 2/3 высоты фото. Или малюсенькая фигурка, по бокам от которой бескрайние просторы фона. Это яркие примеры того, как не надо делать.
Про посторонние предметы в кадре можно сказать отдельно. Следите, чтобы в объектив попадало только то, что вам нужно, иначе может быть не совсем понятно, что же вы снимали – своего ребенка на пони, или мусорный контейнер, оказавшийся рядом. Нелепо смотрятся попавшие в кадр «отдельно взятые» руки, ноги и прочие фрагменты других людей. А так же ветки, столбы и пр., когда на фото они будто торчат из тела человека, которого вы снимали. Так называемые «оленьи рога».
Одним из способов грамотно заполнить кадр является выбор расположения фотоаппарата – горизонтально или вертикально. Большинство фото делается горизонтально расположенной камерой (часто потому, что ее просто удобнее так держать). Но попробуйте покрутить ее, и вы увидите, какое расположение даст более выгодную картинку.
«Горизонт завален!» Эта фраза уже стала интернет-мемом. Но это, действительно, одна из самых распространенных ошибок при съемке. Основные горизонтальные линии должны именно такими и смотреться на фотографии. Есть, конечно, исключения, когда весь кадр «завален» по художественному замыслу, а не ошибочно. В остальных случаях – строго следим за горизонтом. Если сложно определить «на глазок», советуем включить вспомогательную сетку на дисплее фотоаппарата. Многим кажется, что она мешает, или просто не задумывались, как ей пользоваться. А зря. Мы к ней еще вернемся. Забегая в другую тему разговора, скажем, что если расположить линию горизонта по одной из горизонтальных линий сетки, а не посередине кадра, то снимок зрительно будет более эффектным. Это пример композиционного правила третей.
Основное правило кадрирования при портретной съемке не в полный рост – не резать по суставам – по коленям, локтям, строго по талии. И, конечно, нужно следить за тем, чтобы отдельные руки, ноги, пальцы, уши или полголовы не «обрубались» краем кадра.
Обычно не слишком выгодно смотрится расположение объекта съемки по центру. Такие снимки чаще всего смотрятся скучно. Вспомните снова сетку. Она делит кадр на 9 частей. Пересечения горизонтальных и вертикальных линий и есть те точки, на которых следует располагать главный объект для получения эффектного изображения. Но для центрального расположения все таки есть отдельные случаи. Например, портрет человека крупным планом в фас. Или если вы снимаете здание, и оно смотрится симметрично. В таком случае уже смещение вправо/влево может выглядеть неуместным.
Если человек стоит к вам боком или в пол-оборота, то в направлении его взгляда должно быть больше места, чем за спиной. Расположите человека на одной из вертикальных линий сетки. То же самое правило применяется и к любому движению на фото – в направлении движения оставляем для него пространство.
Конечно, какие-то ошибки в кадрировании можно исправить при помощи графического редактора уже при обработке фото. Совсем не сложно сделать небольшую обрезку. Но все же лучше научиться видеть сквозь объектив сразу, как будет выглядеть кадр. Во-первых, сильно обрезая изображение, мы теряем пиксели, часто такие драгоценные…. А во-вторых, не всегда есть куда сдвигать границы – если человек уперся лицом в край кадра, пространство перед ним отсутствует.
Вот такие несложные советы, сделают ваши фотографии значительно лучше и не важно на что они сняты, на мыльницу или навороченный фотоаппарат.
И от себя лично хочу добавить один совет. Когда будете "Строить кадр" на автомате, можете забыть все советы, и снимать как нравится. Это главный совет)))
"Домашнее задание"
Для тех кому эти советы новы, предлагаю сделать несколько снимков и с произвольным текстовым сопровождением выложить в виде отдельного поста. Как вариант по одному снимку на совет. Задание очень простое и думаю интересное.
Для тех кто уже давно фотографирует и знает как при съемке сделать более выигрышную фотографию, прошу поделиться вашими наработками, советами, лайфхаками.
Правила конкурса
Чтобы стать участником Фотоликбеза надо всего-лишь иметь желание в нем участвовать.
Курс-конкурс проходит еженедельно. Старт нового этапа в понедельник и длится 5 дней. В субботу подведение итогов, отчет о победителях и участниках, и награждение.
В каждом этапе будет пост с советами по фотографированию или обработке фото, то есть небольшой "урок", назовем его так. В конце урока будут выданы "домашние задания" по теме урока. И именно за выполнение этих заданий и будет вручены призы.
Было бы отлично если бы задания выполняли не только "голосяне", которые не сильно опытны в фотоделе, но и профессионалы, которые это все отлично знают и скорее всего, лучше меня.
Тогда от них в качестве "домашнего задания", было-бы замечательно увидеть пост со своими наработками по теме текущего этапа. Таким образом не только новички будут набираться опыта, но и более опытные участники курс-конкурса.
Для привлечения внимания к этому "циклу" решено было установить призовой фонд в размере 100% начислений в GBG, за урок.
1 место - 45% призового фонда
2 место - 25% призового фонда
3 место - 15% призового фонда
Оставшиеся 15% будут разделены в равных долях между оставшимися участниками.Минимально гарантированная величина призового фонда 10GBGобеспечивается мной.
Помимо этого часть вознаграждения за субботний отчет пойдет на дополнительный приз одному из участников.
Жюри курс-конкурса представлено в моем лице)))
При оформлении "Домашнего задания" необходимо обязательно указать: в заголовке поста - "В Фотоликбез №...(номер очередного этапа и ваш подзаголовок)",тег #фотоликбез и в конце поста ссылку на пост "урока". Ну и проголосовать за "урок" для формирования призового фонда.