Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
oceanotechnic
7 лет назад

Новичку о светофильтрах. Часть 1. Ультрафиолетовый и защитный фильтры.

Сейчас их производится много разных модификаций на любой вкус и цвет. И можно потеряться в богатстве выбора. Я расскажу о том, какие фильтры могут быть полезны новичку, а какие брать не стоит.

Немного теории

Светофильтр, как гласит энциклопедия, это оптическое устройство, предназначенное для изменения части спектра светового потока. Изготавливается из стекла с определёнными свойствами. К объективу крепится обычно двумя способами — непосредственно резьбой, если это круглый фильтр в оправе, или в специальный держатель, прикручиваемый к резьбе объектива, если это система типа Cokin. Условно, к светофильтрам можно отнести цветные гели для вспышек, но речь сегодня не о них.

Мне не удалось выяснить, кто первый начал их применять. Возможно сам Проскудин-Горский, придумавший технологию цветных слайдов ещё при Романовых. Но истоками они уходят в чёрно-белую фотографию. Основной проблемой черно-белой фотографии является то, что одинаковые по яркости объекты разных цветов выглядят одинаково серыми. Например в пейзаже, зелёная листва потеряется на фоне синего неба, поэтому пейзажи снимали с зелёным или жёлто-зелёным светофильтром. Который делал небо светлее, раскрывая всю гамму оттенков зёленого. Эффективность регулировалась кратностью фильтра.

С появлением цветных плёнок появились компенсирующие фильтры, позволявшие снимать на плёнку, которая имела фиксированный баланс белого при различных условиях освещения.

Да, в отсутствии компьютеров, при печати в тёмной комнате они были жизненно необходимы. В век цифровой фотографии умная автоматика отправила большую их часть на свалку истории, но магазины упорно продолжают навязывать неискушённым покупателям бесполезные стёкла за сумасшедшие деньги.

Ультрафиолетовый и защитный фильтры — самая бесполезная покупка.

Это самый живучий миф в фотографии. Я сам от защитных/UV избавился только полгода назад, кардинально обновив парк оптики. Как заявляет производитель, ультрафиолетовый должен отсечь невидимый УФ лучи. Как говорят учебники, особенно важны они в условиях гор. Да, во времена плёнки они, имели смысл, т.к. эмульсия всё-таки была к ним чувствительна и возникали паразитные засветки, которые могли проявится в виде дымки.

В век цифровой фотографии, матрицы даже если и воспринимают УФ, то на итоговой фотографии это не видно от слова совсем. Теоретически высоко в горах при съёмке светосильными телеобъективами могут возникать ложные контуры (в каком-то учебник читал), но на практике с линзой 80-200/2,8 я с таким не встречался.


Источник

С защитным фильтром ещё веселее. Всех пугают страшилками, что если ы вдруг уроните объектив, фильтр вас спасет. Серьёзно? Кусочек стекла меньше миллиметра защитит переднюю линзу? Да он рассыпется при малейшем нажатии. В современных объективах по десять и более линз. Вот, например оптическая схема моего Fujinon XF 18-55/2.8-4


Источник

Самая левая склейка из 2-х линз – это как раз передняя. Её толщина в десятки раз превышает толщину фильтра, и она априори крепче тонюсенького его. Максимум что ей грозит — микроцарапины и потёртости просветления. Которые не приведут к ухудшению изображения. Для матрицы важнее, чтоб задняя линза была в порядке, а на передней могут быть достаточно глубокие царапины, которые на фотографии будут просто не видны. Не верите? Вот натурный эксперимент. Изображение ухудшилось, когда переднюю линзу разбили.

При сильном падении линзоблок разобьётся не смотря на фильтр. Падение со штатива — приговор 50/50. Одетая бленда спасёт ваш объектив от контакта со случайным камнем в разы эффективнее тонкого стела. Я просто ношу свои объективы с одетой блендой, за исключением тех, у которых передняя линза сама по себе глубоко утоплена в оправу.

Единственный случай, когда использование прозрачного светофильтра может быть оправдано — это съемка в сильные морозы при меняющейся температуре, когда объектив остыл, а воздух начал нагреваться, тогда передняя линза моментально покрывается изморозью, от которой остаются разводы. Теоретически может понадобится – песчаная буря. Но я трижды подумаю, стоит ли в такую погоду снимать, потому что шанс попадания песка внутрь объектива через выдвижной очень высок. Пыль внутри – полбеды, может заклинить геликоид и объектив перестанет работать совсем.

Во всех остальных случаях защитный и ультрафиолетовый фильтры — это просто две лишних границы стекло/воздух плюс передняя плоская поверхность, которая ловит блики даже там, где объектив без фильтра никогда их не поймает. Я до недавнего времени сам пользовался этими фильтрами и при съёмке избегал солнца в кадре. Моментально появлялись блики и засветки. И лишь поснимав без фильтра, который я не смог купить вместе с камерой, я открыл для себя чудный мир контрового света.


Осень. Fujifilm X-E2, Fujinon 18-55/2.8-4, 18мм, 1/60, f8, ISO100,

Продолжение следует

3
8.396 GOLOS
На Golos с February 2017
Комментарии (22)
Сортировать по:
Сначала старые