Фрактальные картины успешно борются со стрессом


Если вы думаете, что фрактальная живопись – это какое-то новое течение в изобразительном искусстве, то вы глубоко заблуждаетесь. Ею «баловались» еще ацтеки, инки и майя, древние египтяне и древние римляне. Во-первых, практически невозможно избежать фракталов, изображая живую природу, т.к. они повсюду – в деревьях, водных потоках, горах, облаках… Во-вторых, древние художники использовали фрактальные формы, не подозревая, что это именно фрактальные формы, т.к. не существовало еще такого определения, как и не существовало соответствующих формул. То есть хаос еще никто не подчинил математическим законам, его покорителю Б. Мандельброту суждено было родиться и прийти к теории фрактального множества через много-много веков.


***

Самыми ранними и выразительными образцами фрактального художественного искусства принято считать пейзажи в традиционной манере древнего и средневекового Китая.


Шен Чжоу, без названия

Вот что характерно: объекты, содержащие в себе хоть частицу фрактала, человек воспринимает как «высший пилотаж» красоты, созвучия, слаженности, гармонии. Деревьям, горным вершинам, узору каждой снежинки и завитушкам ракушек, водным потокам, минералам, кораллам – всему этому мы неизменно дивимся, словно видим в первый раз. Мы с бесконечным благоговением рассматриваем все это и в живой природе, и на картинах художников. А вот вам еще и дополнительный бонус: исследователи выяснили, что такое созерцание имеет реальный лечебный эффект. Результаты многолетних исследований ученых разных стран подтверждают это.

Лечитесь Поллоком!

Физику Ричарду Тейлору (университет в Орегоне) обратился к фрактальным структурам в целом и к фрактальной живописи в частности в 1999 году. С этой целью он исследовал художественные полотна, принадлежавшие Джексону Поллоку. Подвергнув фрактальные узоры, содержащиеся в картинах, компьютерному анализу, ученый выяснил, что этим узорам присущи качества природных фракталов. Можно говорить о береговых линиях или кроне дерева, например. Именно этот фактор Тейлор называет ключевым, именно им он объясняет загадку и непостижимость удивительной популярности полотен абстракциониста.


Дж. Поллок. Фреска

Скрупулезность и тщательность, с которыми Тейлор занимался научными исследованиями, не знала границ. Он взялся за вычисление фрактальной размерности полотен Поллока. И определил, что данная величина изменялась и вот каким образом: в 1943-ем году ее значение стремилось к единице, а в 1954-ом достигла коэффициента 1,72. Ученый рекомендовал использование этого показателя при датировании и подтверждении (или опровержении) подлинности картин. Ведь в соответствии с полученными им данными фрактальному анализу под силу установить, подлинник это или подделка, с более чем 90-процентной гарантией.

Доказано научно

Тэйлор вознамерился изучить воздействие искусства фракталов на человека максимально глубоко. Для этого он воспользовался методом ЭЭГ – электроэнцефалографии, который отличался точной фиксацией малейших изменений, происходящих в головном мозге, в его глубинных системах. И ему удалось-таки доказать, что разглядывание фрактальных узоров – внимательное ли, поверхностное ли – характеризуется весьма заметным понижением уровня стресса и, что оказалось еще более удивительным, ускоряет выздоровление человека, перенесшего хирургическую операцию.

XX век преподнес новые сюрпризы. Распространение фрактальных композиций активно подхватывалось оптическим искусством (оп-артом) и так называемым невозможным искусством (имп-артом). Оп-арт вырос из абстракционизма в 50-е годы. А вернее, отрекся и покинул геометрическую абстракцию. Первопроходцем этого направления считается художник Виктор Вазарели – француз, имеющий венгерские корни.


Вазарели. Зебры

А вот в имп-арте, выделившемся в независимое течение внутри оп-арта, называют имя нидерландца Маурица Корнелиса Эшера. В своей работе он использовал приемы, в основе которых лежали математические начала.


Мауриц Эшер. Все меньше и меньше

Эшер стал непревзойденным мастером своего времени в работе над изображениями «невозможных образов». Он виртуозно создавал оптическую иллюзорность, вводящую зрителей в аберрацию (зрительный обман, заблуждение) и вызывающую напряжение вестибулярного аппарата.

Продолжение следует. Я расскажу о фрактальной сложности и антропоморфных котах…

***Пост подготовила @bovary для сообщества Fractal
TEXT.RU - 100.00%


Дизайн: @dasarts

фракталтворчествоfractal-iskvp-fractalvox-populi
192
378.407 GOLOS
0
В избранное
Fractal
На Golos с 2017 M09
192
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (0)
Сортировать по:
Сначала старые